Цифра недели: 0,5% ВВП


Минэкономразвития предупредило о затяжной стагнации и предлагает изменить бюджетное правило, чтобы увеличить госрасходы на 0,5% ВВП, предполагаемый результат - рост экономики на 1% в 2014 г. В декабре 2012 г. премьеру Дмитрию Медведеву не нравился рост немногим выше 3%, а теперь и 1% выглядит как труднодостижимая цель, ради которой можно пойти на экстренные меры. Логика примерно такая: правила дорожного движения хороши, но только в спокойной ситуации, а если торопишься - можно по встречке и на красный свет.

Впрочем, в идее поддерживающего Минэкономразвития вице-премьера Игоря Шувалова, предлагающего учесть в бюджетном правиле численность населения Крыма, логики нет вообще. Формула бюджетного правила проста: годовые расходы равны сумме нефтегазовых доходов, посчитанных по фиксированной цене нефти, всех ненефтегазовых плюс еще 1% ВВП. Численность населения к бюджетному правилу имеет такое же отношение, как и, например, яйценоскость перепелов или среднемесячная температура воды в озере Байкал. Продолжая аналогию с дорожными знаками: вице-премьер предлагает расставлять их в рандомном порядке, ежедневно меняя. Это вчера здесь стоял знак «Автомагистраль», а сегодня тут - «Конец дороги для автомобилей».

Экономика остановилась, как говорят сами чиновники, из-за «проблем с бизнес-климатом»: бизнес не хочет инвестировать в ее развитие. Не хочет инвестировать, потому что высока неопределенность будущего - и отдачи от инвестиций, и конечной цены проектов, и спроса на продукцию. Неопределенность высока, потому что правила постоянно меняются; потому что декларируется одно, а делается другое. Госмонополии тоже не спешат повышать ВВП: режут инвестрасходы, так как упали доходы.

Когда причина стагнации - кризис доверия, рост бюджетных расходов экономике вряд ли поможет. Скорее, наоборот: если финансирование дорог увеличить вдвое, то дорог вдвое больше не станет - это цены на их строительство могут удвоиться.

Идея бюджетного правила - оградить экономику от перепадов цен на нефть. Пока они высоки - часть нефтедоходов сберегается, цены падают - тратим сбереженное. «Нужно потихонечку уходить от нефтегазовой зависимости», - радовался бюджетному правилу премьер Медведев в 2012 г. Правда, уже в 2013 г. пришлось 900 млрд руб. допдоходов от нефти не сберечь, а потратить - бюджет из-за падения темпов роста экономики и срыва программы приватизации недополучил запланированных поступлений.

В этом году не только повторится ситуация с недобором ненефтегазовых доходов (бюджет верстался исходя из прогноза роста экономики в 3%, а не 0,5%). Появились незапланированные расходы - на Крым. Последовавшие за этим разговоры об изменении бюджетного правила, действующего всего год, лишь усиливают неопределенность. Удивительно, что предложения добавить экономической политике непредсказуемости исходят от людей, которые вроде бы по долгу службы призваны добиваться прямо противоположного. Разрушить еще один из институтов ради роста экономики на 1%? Цена допрасходов в 0,5% ВВП может оказаться слишком высока. В то же время, по данным Счетной палаты, в 2013 г. неэффективно потрачено более 700 млрд руб. - это больше не только 0,5%, но и 1% ВВП. Деньги на допрасходы можно раздобыть и без разрушений.