Авангард в цифре

«Золотой век русского авангарда» Питера Гринуэя и Саскии Боддеке - гигантская работа во весь Манеж, хотя не хуже бы смотрелась на маленькой сцене
Это Татлин, хотя и не похож/ П. Смертин/ ИТАР-ТАСС

Видеоинсталляция великого художника-кинорежиссера Питера Гринуэя и его менее известной нам жены, театрального режиссера Саскии Боддеке, сделана специально для Манежа и занимает все его пять тысяч квадратных метров. Вернее было бы посчитать не квадратные метры, а кубические, потому что 18 прозрачных экранов еще и свисают чуть ли не с потолка. «Золотой век русского авангарда» рожден для большого манежного пространства, редко используемого полностью и так красиво.

Черный куб выставочного пространства, разделенный белыми квадратами экранов, черный подиум в центре, черные с белыми рамками сиденья - мотив самой знаменитой работы Казимира Малевича проведен через всю выставку. «Черный квадрат» представлен здесь не иконой русского авангарда, не зловещим символом ХХ века, не знаком конца классической живописи, а декоративным оформительским элементом, простым и предсказуемым. Что можно было бы посчитать авторской позицией, желанием русский авангард дегероизировать или демифологизировать. Но нет, особого взгляда у Гринуэя и Боддеке не замечено.

Внимательно и не один раз просмотрев их впечатляющее сочинение, я даже спросила у Гринуэя, не является ли их произведение рассказом о нашествии варваров, разрушителей классического искусства? Потому что, когда с экрана актер, изображающий Малевича (или Маяковского? Филонова?), говорит о ненужности новому миру Леонардо да Винчи, на соседних экранах появляется изображение Бога-отца, протягивающего руку Адаму, - самый популярный фрагмент росписи Сикстинской капеллы.

Сначала Гринуэй ответил мне «нет», потом его жена Саския бодро проговорила, что они просто хотели показать один из подходов к искусству. Если хотите - смотрите классику, а мы рассказываем про русский авангард. Причем, как написали авторы в преамбуле к выставке, рассказ этот ведется «для поколения lap top», умеющего с легкостью разобраться в современном обилии информации». Именно для этого поколения используется «современный язык света и полиэкранных проекций».

На пресс-конференции перед открытием выставки-инсталляции Гринуэй сказал, что «Золотой век русского авангарда» в большей степени проект его жены, чем его самого. Боддеке парировала, что сценарий написал Гринуэй и, вообще, за завтраком они разговаривают о том, что делают. Но все же жена, видимо, в этом случае была главная. Большую часть многоэкранного действа занимают совершенно театральные сцены.

Вся драматургия в монологах двенадцати персонажей - Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Веры Ермолаевой, Любови Поповой, Лилии Брик, Сергея Эйзенштейна, Владимира Маяковского, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Мейерхольда. Иногда они стоят все вместе, иногда говорят на фоне проекций своих же произведений.

Великих людей играют скромные актеры, вернее и не играют (а когда играют, то это кажется лишним), а произносят стихи, фрагменты писем, манифестов, статей. Уследить, кто именно что говорит и кого изображает, трудно, надо поймать, на каком экране (из боковых) совершается представление. Но на тех же экранах представляют, уже бегло, даты жизни, краткую характеристику, фрагменты работ еще десятков (сотни?) художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов. За всеми не уследишь. Поэтому даже у знакомого с русским авангардом зрителя голова кружится. Но растерявшиеся могут просмотреть и прослушать все несколько раз. Если, конечно, будет желание составить целостное представление о русском авангарде, которому так не подходят слова «золотой век».

Гринуэй - гений визуального искусства, кадры из его фильмов помнятся и восхищают виртуозностью воссоздания на экране старой живописи. Возможно, аскетичный авангард не его тема, возможно, он просто в этой работе не был глубоко заинтересован (поэтому и делегировал много полномочий жене). Но именно экранного преображения супрематической и абстрактной живописи, башни Татлина или коллажей Лисицкого на экране не случилось. Тогда зачем пространство Манежа?

Монологи о претензиях и бедах людей русского авангарда можно было бы прочитать и со сцены, транслируя на одном экране соответствующие фотографии и иллюстрации. В материалах к выставке написано много слов о новаторстве этой работы, но она, увы, напоминает больше популярный аттракцион, чем эстетический рывок.

До 18 мая