Эксперты: Мегаполис ждет закон о промзонах

С.Портер/ Ведомости

ЗАО «Интеко»

Многопрофильный холдинг. Создан в 1989 г. С 2001 г. работает на рынке строительства и недвижимости в Московском и других регионах. Владельцы: Михаил Шишханов (95%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (5%). В 2013 г. компанией было введено 252 000 кв. м.

Московские промышленно-коммунальные территории (ПКТ) представляют собой, как правило, крупные (150-500 га), обособленные, замкнутые образования. Такие «ржавые пятна» на теле города - с устаревшей индустриальной базой, отсутствием современной сетки автомобильных дорог, очагами техногенных рисков. Однако сейчас в столице это самый большой резерв для девелопмента.

Эти зоны отличаются от других территорий города тем, что на них нет жилой застройки и, соответственно, нет собственников жилых помещений - физических лиц. По экспертным оценкам, до 40% территории в ПКТ находится в собственности государства, муниципальных образований и естественных монополий. Поэтому власти совместно с инвестиционным сообществом должны комплексно решать задачи развития масштабных производственных зон, в первую очередь фокусируясь на тех, градостроительная реорганизация которых имеет общегородское значение.

«Интеко» совместно с комитетом Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) прорабатывает сейчас проект реконструкции ПКТ «Южное и Северное Очаково». В процессе работы мы выделили несколько основополагающих проблем:

1) границы ПКТ на основе генплана не в полной мере охватывают территорию и не включают так называемый шельф, по сути являющийся ее логичной частью. На наш взгляд, вместо 550 га стоит прорабатывать 1200 га;

2) многообразие собственников (более 300) различных форм и подчиненности - государственная, муниципальная, частая, естественные монополии, - которых необходимо вовлечь в процесс реорганизации по единым правилам;

3) отсутствие дорожной сети, даже планируемый Южный дублер Кутузовского проспекта не в полной мере улучшит транспортную ситуацию этой территории;

4) любая частичная реконструкция отдельных фрагментов ПКТ навсегда законсервирует оставшиеся нереконструированными части промзон.

Для успешной реализации комплексной реконструкции городом должен быть создан единый центр управления, который будет наделен всеми необходимыми полномочиями. Основную роль в вовлечении ПКТ в жизнь города должно играть создание современной транспортной инфраструктуры на ее территории, что невозможно сделать без участия государства.

Федеральный закон, концепция которого разрабатывается Москомстройинвестом совместно с Клубом инвесторов Москвы, в совокупности с законами субъекта Федерации и подзаконными актами позволит комплексно решить задачу по комплексной реинтеграции ПКТ в социальную и экономическую жизнь города.