В защиту гривны


Нацбанк Украины (НБУ) повысил учетную ставку с 6,5 до 9,5%, рефинансирования по кредитам «овернайт» - с 7,5 до 14,5%. Это самое значительное увеличение с 1998 г. Из-за общественно-политической ситуации рыночные ожидания продолжают ухудшаться, инфляция в марте ускорилась до 3,4 с 1,2%, пояснил регулятор, решение направлено на снижение инфляционных ожиданий и увеличение стоимости гривны.

В ответ рыночный курс гривны укрепился на 5,4% до 12,05 гривны/$, доходность гособлигаций с погашением в апреле 2023 г. выросла на один пункт до 9,88%. Но официальный курс НБУ серьезно пересматривать не стал, подняв его с 12,97 до 12,38 гривны/$. ЦБ рассчитывает, что в этом году средний курс будет 10,5 гривны/$. С начала года гривна подешевела на 37% - это рекорд среди 100 валют, отслеживаемых Bloomberg. Резкое ослабление началось в ноябре вместе с массовыми протестами. В марте НБУ перестал сдерживать девальвацию.

Стабилизировать гривну позволит кредит МВФ, оптимистичен председатель НБУ Степан Кубив. Фонд обещал Киеву $14-18 млрд, ЕС - 11,2 млрд евро. Но официально пока одобрено выделение лишь $1 млрд от США, 1 млрд евро от ЕС и снижение таможенного тарифа для экспорта в ЕС. Помощь позволит стабилизировать ситуацию, но ее надо дождаться, осторожен Нил Ширинг из Сapital Economics. По его оценкам, экономика Украины сократится в этом году на 3%. По оценкам Центра развития, помощь способна скорректировать спад до 1,1%.

Международные резервы сократились почти вдвое за год до $15,1 млрд в феврале. Чтобы сбалансировать ситуацию Украине нужно $30 млрд до 2015 г., оценил ранее министр финансов Олександр Шлапак.

Повышение ставок не успокоит рынки: нужна нормализация политической обстановки и недопущение вооруженного конфликта, считает Ширинг. Вчера и. о. президента Украины Александр Турчинов объявил о начале антитеррористической операции на севере Донецкой области. Любой шаг ЦБ в такой ситуации является символическим, уверен Фрэнк Брэддок из JHS Capital Advisors: «Для инвесторов важнее, как будет действовать [российский президент Владимир] Путин» (цитата по Bloomberg).

Главный фактор - политический кризис и риски военного вторжения, уверен Владимир Осаковский из Bank of America Merill Lynch. При худшем сценарии российский экспорт на Украину скорее всего будет остановлен и произойдут сбои транзита газа в Европу, считает он: «Это способно вычесть 3% из ВВП и нанесет удар по имиджу инвесторов, увеличит стоимость займов, подстегнет отток капитала и приведет к расширению санкций со стороны США и ЕС».