Власть и рынок: От черного лебедя к черному ворону

Alessandro Bianchi/ Reuters

Сегодня попытки предсказать развитие событий на Украине чаще всего тщетны, ибо самые невероятные варианты оказываются реализуемыми или уже реализованными. События, вероятность которых еще вчера представлялась близкой к нулю, сегодня стали реальностью. По сравнению с этим меркнут даже «черные лебеди» - т. е. события, упускаемые из виду в рыночных расчетах из-за их малой вероятности. Цена материализации невероятных сценариев на Украине, соответственно, оказывается крайне высокой.

Экономисты-неоклассики объясняют финансовый кризис 2008 г. в терминах «черных лебедей». На рынках наступили события, вероятность которых расценивалась как крайне незначительная и наступление которых не было заложено в цене таких финансовых инструментов, как ипотека и деривативы.

«Черные лебеди» прилетели в 2008 г. из-за недостаточности механизмов пруденциального контроля в банковском и финансовом секторе. У них не было конкретного хозяина. Точнее, их хозяевами были все участники рынка, которые в погоне за увеличением маржи сокращали размеры резервов и страхования.

Черные птицы, прилетевшие в 2014 г., имеют другую историю. Они возникли не столько на конкретном рынке, сколько в политике. Их источник - волюнтаризм в принятии решений, имеющих важные геополитические, внутриполитические и экономические последствия. Именно волюнтаристскими решениями прежде невероятные события превращаются сегодня в реальность.

«Хочу луну», - говорил император Калигула. И его безумное желание имело вполне реальные последствия для Древнего Рима.

Волюнтаризм решений представителей российской власти начинался с безобидных на первый взгляд форм. Хочу перекроить карту часовых поясов - так тому и быть. Последствия волевого приближения удаленных регионов к Москве никто не просчитывал. Как не были учтены интересы тех, кому, собственно, и жить по новому времени.

Операция по переводу Крыма на московское время - еще один пример импровизации политической воли. Ошибаются те, кто верит, что все было сделано по просьбе трудящихся ЮБК. Не спросили даже промосковски настроенных представителей местных властей.

Александр Лиев, бывший министр туризма Автономной Республики Крым, свидетельствует: «Я исполнял обязанности министра (в новом правительстве) и получил предложение работать, думал над ним, но не принял. Меня смутило тогда, что я не понимал процедуру принятия стратегических решений, почему и не принял решение идти в команду. Было заявлено, что Крым переходит на московское время. Это решение ни с кем из правительства не обсуждалось, оно было кем-то продиктовано. И тогда я ощутил, что решения принимаются не в Крыму, что сценарий ведется за руку, и с каждым часом - а время шло на часы - это было видно все больше» (Олександр Лієв: «Повернути Крим? Я фантазер, але не настільки», «Украинская правда» от 10.04.2014).

На карте часовых поясов не остановились и принялись за географические карты. Видимо, совмещение поста президента РФ и председателя попечительского совета Русского географического общества было отнюдь не случайным.

Вариантов новых карт Украины циркулирует великое множество, причем даже на официальном уровне (Польское общественное телевидение сообщало в конце марта о получении польским МИДом предложений от российской Думы о разделе территории Украины). Ни на одной из них нет Украины в том виде, в котором она существовала последние 23 года. Нужно ли удивляться, что у самих украинцев о новых границах спросить никто не удосужился?

Происходящее сегодня на востоке Украины - результат попыток превращения ранее казавшихся невероятными вариантов географических карт в реальность. Как и в случаях других принимаемых волюнтаристским образом решений, последствия никто не просчитывает или просчитывает по принципу Наполеона (еще одного любителя изменения границ): главное - ввязаться в бой, а там видно будет.

Волюнтаристские решения невозможно рационально просчитать или предсказать. Сама возможность рационального предсказания политических решений строится на учете существующих ограничений и баланса интересов. Волюнтаризм является результатом ничем не ограниченной власти, а потому даже возжелания Луны исключить нельзя, при всей его фантастичности.

Волюнтаристские решения нельзя и понять. Понимать можно только обоснованные решения. Ничем не ограниченная власть не нуждается в иных обоснованиях, кроме ее самой. Все обоснования производны от реализации власти.

В экономике игнорирование «черных лебедей» привело к глобальному кризису. В политике отказ просчитывать все и учитывать реалии может привести к гражданской войне и политическому кризису. В политике нужно учитывать все, в том числе и вариант воскрешения Черного Ворона из историко-приключенческих романов украинского писателя Василя Шкляра. Черный Ворон Шкляра - это борющийся за национальную целостность и независимость всеми доступными средствами воин.

Иными словами, последние волюнтаристские решения имеют все шансы способствовать возрождению не выдуманного пропагандистами, а действительного украинского национализма как реакции на триумф воли.