Жилплощадь искусства

Пушкинский музей открыл новое здание Отдела личных коллекций светлой выставкой о пяти коллекционерах и их квартирах
Графика Якова Чернихова - листы-шедевры/ С.Портер/ Ведомости

Директор Пушкинского музея Марина Лошак обладает абсолютным экспозиционным вкусом, на каком материале она бы ни делала выставки, всегда получается элегантно и с теплым чувством. Выставка «Квартира-музей», открывающая новые залы Отдела личных коллекций, стала одной из первых придуманных и осуществленных ею (с помощью еще трех кураторов) по нынешнему месту работы.

В новых залах на первом и втором этажах представлены не фрагменты или имитации квартир коллекционеров, даже не их образы, а эскизы портретов этих жилищ-музеев и жилых мастерских. Легендарных и реальных, как квартира выдающегося московского коллекционера Игоря Сановича или семьи художников Давида и Фиалки Штеренберг. Или сфантазированных, как мастерская современного художника и только отчасти коллекционера Леонида Тишкова. Зал великого русского архитектора Якова Чернихова выстроен строго, без театральности, а коллекция Романа Бабичева, создававшаяся последние два десятилетия, представлена с демонстративной гордостью, в виде музея скульптуры и живописи 20-30-х годов ленинградских и московских художников, озабоченных искусством, а не идеологически. То есть представлены пять случаев коллекционирования и фрагменты различных по ценности (материальной и культурной) коллекций.

Один из музейных сотрудников сказал мне, почему-то сокрушенно, что для них такой показ - абсолютное новшество: «Раньше мы все просто развешивали по стенам». Действительно, выставки из частных коллекций в Пушкинском составлялись из лучших вещей представленных собраний, даже если шедевры плохо друг с другом уживались. Картины плотно развешивались по стенам - владельцам и музею хотелось показать побольше всего сразу, зрителям надо было смотреть каждую вещь саму по себе, не обращая внимания на соседей, тоже замечательных. Что не плохо, а хорошо, но утомительно.

В случае «Квартиры-музея», честно сказать, трудно говорить о чем-то новаторском - картины и графика здесь традиционно висят на стенах, правда, нетрадиционно свободно, так что у каждой есть свое пространство, личное, не коммунальное. Еще одна скромнейшая новация - белые стеллажи, на которых стоят, например, предметы из дома Штеренбергов, изображенные рядом на натюрмортах. В этом разделе вообще переизбыток разной мебели. Ну и куда теперь без экранов, с которых вещают головы коллекционеров.

Однако, и это самое важное, все экспозиционные затеи служат одному - искусству. Очищают и организуют музейное пространство, чтобы вновь восхититься листами блистательной архитектурной графики Чернихова. Или замереть от восхищения перед фрагментами коллекции Сановича, где написанный золотом и темперой на коже трехсотлетний иранский принц соседствует с тридцатилетней металлической коровой Никиты Гашунина, потому что оба хороши.

До 17 августа