Цифра пожирает пленку

Крупные американские кинопрокатчики перешли на цифровой формат показа кинофильмов. А частным маленьким кинотеатрам не хватает средств: одни закрываются, другие ищут способы выжить
Огромные катушки с кинолентами и киномеханики в будках остались в прошлом/ Matthew Staver/ Bloomberg

В 2013 г. Рини ДиАугустине-Боуэр стала владелицей небольшого кинотеатра в маленьком пенсильванском городке Беруике. Он достался ей в наследство от дедушки, который заправлял этим бизнесом в течение нескольких десятилетий. Положение дел в кинотеатре было плачевным. Девушке нужно было вложить $60 000 в новое технологическое оснащение или просто закрыть двери кинозала.

Тотальный переход. 5762

кинотеатра насчитывается сегодня в США, по данным национальной ассоциации владельцев кинотеатров. Около 87% из них уже перешли на цифровой стандарт. Оставшиеся 13% - это в основном небольшие, независимые кинозалы, расположенные в сельской местности, где на многие мили вокруг нет ни одного современного многозального кинотеатра. Более половины кинотеатров для автомобилистов на открытом воздухе, которых в стране около 600, тоже перешли на цифровой формат, сообщает ассоциация владельцев такого типа кинотеатров.

Лента уходит в прошлое

Крупные голливудские киностудии скоро совсем перестанут продавать катушки с кинопленкой. Они повально переходят на цифровой формат, который предполагает, что фильм перезаписывается на жесткий диск компьютера или передается через спутниковую связь. Для студий это гораздо более дешевый способ распространения. Но кинотеатрам требуются большие инвестиции в закупку подходящего для нового формата оборудования. Переоборудование означает, что такие маленькие кинотеатры, как BerwickTheatre, принадлежащий ДиАугустине-Боуэр, просто исчезнут.

Ее кинотеатр пока собрал всего $6000. Да и это было нелегко сделать в маленьком городе, пострадавшем от экономического кризиса. Зарабатывать пришлось на продаже выпечки и плакатов с рекламой старых фильмов. «Стоило мне только заикнуться о том, чтобы поднять цены на билеты с $4 до $5, как зрители стали тут же выражать недовольство», - жалуется ДиАугустине-Боуэр.

Кредит для кинозала

За последние несколько лет крупные американские сети кинотеатров переоборудовали все свои залы и приспособили их к показу цифрового кино. Многие воспользовались программами финансирования, которые предлагали банки с Уолл-стрит. Но программы предназначались для тех кинотеатров, которые банки сочли благонадежными и способными выплатить кредит. Тем более что по установленным правилам владельцы кинотеатров должны были внести банку предоплату на такие расходы, как, например, покупка новой кинобудки. Небольшие кинотеатры не могли позволить себе таких трат.

В среднем переход на цифровой формат обходится кинотеатру в $70 000 на переоборудование одного кинозала. Маленькие кинотеатры, которые не способны это оплатить, могут пока брать цифровые кинопроекторы напрокат. Такие услуги начала предоставлять венчурная компания ScrabbleVentures. Гендиректор Ранжит Такур говорит, что его компания уже помогла переоснастить 370 небольших кинотеатров и в ближайшие три месяца поможет реконструировать еще более 400 кинозалов.

Дорогая копия

По данным американской национальной ассоциации владельцев кинотеатров, в США насчитывается более 40 000 кинозалов. В октябре прошлого года киностудия WarnerBros. (входит в конгломерат TimeWarner) выпустила всего 200 традиционных фильмокопий своей новой картины Gravity («Гравитация»). При этом фильм прошел в 3000 кинотеатров. Количество выпускаемых фильмокопий уменьшается с каждой новой кинопремьерой. Например, после недавнего выхода в прокат фильма Джонни Депа Transcendence («Превосходство») с него было снято всего 75 фильмокопий, рассказывает Дэн Феллман, президент подразделения национального проката в WarnerBros.

Раньше, если фильм пользовался популярностью, студия могла потратить от $600 до $800 на одну фильмокопию на бобине. Но во время кризиса некоторые киностудии закрылись, рынок стал более узким и цены на традиционные фильмокопии выросли, объясняет Феллман. Сейчас одна фильмокопия на катушке стоит приблизительно $2000. A цифровая копия обходится всего в $120. Причем цена включает и процесс копирования, и пересылку.

И все же кинотеатры, которые так и не смогли перейти на новый формат, зачастую слишком малы, чтобы заплатить за традиционные фильмокопии крупным киностудиям. «Я имею в виду кинотеатры, которые зарабатывают менее $1000 за выходные», - уточняет Феллман.

Однако даже в крупных кинокомпаниях далеко не все директора согласны с полным переходом на цифровой формат. Так ParamountPictures (входит в конгломерат Viacom) ранее в этом году объявила прокатчикам, что будет выпускать все свои фильмы только в цифровом формате. Но позже студия согласилась пойти навстречу режиссеру Кристоферу Нолану, который потребовал, чтобы его новый фильм Interstellar («Интерстеллар») тиражировался традиционным путем. Кинокартина должна выйти в ноябре.

Благотворительная реконструкция

Переход на новый формат значительно усложнил ситуацию на кинорынке. Крупные кинопрокатчики стали все чаще захватывать и поглощать небольшие, столкнувшиеся с финансовыми трудностями кинотеатры, скупая их за бесценок. Например, неподалекy от BerwickTheater, который принадлежит ДиАугустине-Боуэр, раньше находился кинотеатр с 11 залами DigiplexCinemaCentre. В 2012 г. его купила и оборудовала цифровыми кинопроекторами новая сеть кинотеатров Digital Cinema Destinations. Эта сеть интересуется именно теми небольшими кинотеатрами, которые не способны оплатить переоборудование и ищут нового владельца. Дейл Майо, гендиректор и председатель совета директоров Digital Cinema Destinations, рассказывает, что примерно половина из 21 кинотеатра, купленного компанией, были переоборудованы после покупки.

Чтобы выжить, маленькие кинотеатры начинают предлагать зрителям разные дополнительные услуги. Например, HippodromeTheatre в Гейнсвилле (штат Флорида) дает зрителям возможность маркировать свои места в кинозале на сайте до того, как фильм пошел в кинотеатре. А в Колорадо участники государственной программы поддержки небольших кинотеатров и местные филантропы собрали около $700 000 для 14 кинозалов, которые с трудом выживают в горных районах штата. «В таких местах закрытие кинотеатра может привести к деградации социальной жизни в городе», - объясняет Дональд Цукерман, специальный уполномоченный по вопросам киноиндустрии штата Колорадо.

В небольшом городке Макконнелсвилле (штат Огайо) недавно открылся после переоборудования маленький кинотеатр TwinCityOperaHouse. Он существует в городе уже 122 года. Для выхода на цифровой формат ему потребовалось $90 000. Большую часть этих денег составили благотворительные взносы. Причем сумма каждого вноса была около $50, рассказывает Адам Шривер, гендиректор кинотеатра. Кинозал TwinCityOperaHouse вмещает 550 человек. Власти штата высоко оценили результаты благотворительной кампании по сбору средств на переоснащение старого кинотеатра. Со своей стороны они выделили TwinCityOperaHouse еще $400 000 на дальнейшую модернизацию. В кинотеатре уже сейчас есть новый кинопроектор. Деньги властей пойдут на установку в зале кондиционеров.