Дрезденцы полюбились Зальцбургу


Программу зальцбургского Пасхального фестиваля определило в этом году 150-летие со дня рождения Рихарда Штрауса. Кристиану Тилеману повезло: второй год руководя фестивалем, дирижер второй раз получает формальную возможность заниматься любимыми композиторами (прежде был юбилей Вагнера).

Приношение юбиляру выглядит обдуманным и умным жестом, Программы не просто состоят из музыки предшественников и последователей - звучат произведения лишь трех авторов. Помимо самого Штрауса это Моцарт и Вольфганг Рим. Недавно Рим получил стипендию как композитор Дрезденской капеллы, ставшей теперь главным оркестром Зальцбурга. По заказу фестиваля Рим оркестровал последнее сочинение Штрауса, песню «Мальвы», найденную в 1982-м в архиве певицы Марии Йерица и звучащую теперь как часть четырех его «Последних песен», включающих произведения на стихи Германа Гессе. Благодаря завораживающему голосу немецкой сопрано Ани Хартерос этот вечер стал кульминацией фестиваля, не скупящегося на дары. Кристоф Эшенбах как дирижер и солист, Маурицио Поллини с образцово исполненным 21-м концертом Моцарта, симфонические поэмы Штрауса как внутренний стержень программ (от «Дон Жуана» и «Дон Кихота» к «Так говорил Заратустра» и «Альпийской симфонии»), а главное - поразительный по мастерству дрезденский оркестр. В Зальцбурге его полюбили как родной, и Тилеман не устает им гордиться, бесконечно поднимая на аплодисментах первые скрипки (Юки-Мануэла Янке хороша и как солистка) и духовые. А после штраусовской «Арабелы» он вывел весь оркестр на сцену.

Тилеман считает, что решающим во вхождении дрезденцев в Зальцбург станет третий фестиваль. Он не ищет легких путей: симфоническая программа посвящена русской музыке, Чайковскому, Прокофьеву, Шостаковичу (прежде Тилеман играл их мало).

Фестиваль продлится до 21 апреля