«Камаз» тормозит

«Камаз» начал год с убытков, и на улучшение ситуации в ближайшем будущем предприятию рассчитывать не приходится, солидарны аналитики: экономика стагнирует, рынок тяжелых грузовиков сокращается

В I квартале этого года «Камаз» получил убыток в 1,3 млрд руб. против 644 млн руб. прибыли за январь - март 2013 г., говорится в квартальной отчетности автозавода по РСБУ. Выручка предприятия сократилась на 22% с 23,1 млрд до 18 млрд руб. Доходы «Камаза» от участия в других организациях выросли более чем в два раза с 50 млн руб. в январе - марте прошлого года до 108,6 млн руб. в I квартале 2014 г.

На результат повлияло снижение продаж, а также рост коммерческих расходов с 916 млн руб. в I квартале 2013 г. до 2,5 млрд руб. в январе - марте 2014 г. из-за введения утилизационного сбора, говорится в пресс-релизе «Камаза».

За первые три месяца этого года «Камаз» выпустил 8200 готовых автомобилей и сборочных комплектов против 10 700 единиц в январе - марте 2013 г., говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Камаз» начал работать в этом году только в конце января из-за стагнации на рынке, которая продолжается. С ним согласен и аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян - в январе - феврале 2014 г. в России было произведено на 26-27% меньше грузовиков, чем за два первых месяца прошлого года.

Завод испытывает трудности с продажей машин, компания больше тратит на продвижение продукции, говорит Баранов. По его словам, в коммерческие расходы входит также и доставка продукции потребителю (выросли железнодорожные тарифы), затраты на хранение.

Утилизация не входит в коммерческие расходы, какую-то часть утилизационного сбора «Камаз» перекладывает на потребителя, включая его в стоимость продукции, говорит Баранов. Утилизационный сбор повлиял только частично на результат завода, уверен он. Первоначально сбор должен был защитить отечественный автопром и распространялся только на продукцию зарубежных производителей, после вступления России в ВТО такая мера уже оценивалась как дискриминационная, поэтому утилизационный сбор теперь платят и отечественные автогиганты, говорит Авакян.

Учитывая годовой выпуск автомобилей, на выплату сбора в 2014 г. у «Камаза» может уйти 10-12 млрд руб., считает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. По ее словам, с 1 ноября планируется введение дорожного сбора на грузовые автомобили массой свыше 12 т, что будет дополнительным ударом по сбыту.

До конца года, а также в первых двух кварталах следующего резкого улучшения положения «Камаза» ждать не стоит, считает Авакян. По его словам, завод может значительно преуспеть в среднесрочной и долгосрочной перспективе, его продукция в сегменте тяжелых грузовиков конкурентоспособна, по качеству и надежности «Камазы» значительно превосходят китайские грузовики, они дешевы в обслуживании и неприхотливы в отличие от европейских. В перспективе 4-5 лет (при условии насыщения ликвидностью рынков) капитализация «Камаза» может достигнуть $10-12 млрд, считает Авакян.