«Рольф» взял сотню

Крупные дилеры лучше подготовились к спаду продаж автомобилей. Оборот лидера - группы «Рольф» - увеличился на 27% и впервые превысил 100 млрд руб.
На 100 крупнейших автодилеров приходится 53% проданных в России автомобилей/ М. Стулов/ Ведомости

Журнал «Автобизнес ревю» составил очередной рэнкинг крупнейших автодилеров. При его составлении эксперты «Автобизнес ревю» проанализировали продажи 200 дилерских групп с продажами от 2000 автомобилей.

Продажи 100 крупнейших сократились на 2,4% - это меньше, чем в целом по рынку, говорит главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в прошлом году сократились на 5,5% до 2,78 млн шт. На топ-100 дилеров приходится 53% проданных машин, годом ранее этот показатель составлял 51,2%, указывает Баранов.

Росла и выручка дилеров. Суммарный оборот участников рэнкинга увеличился на 2% до 1,43 трлн руб., говорит Баранов. Это произошло благодаря росту выручки от сервиса и реализации запчастей (+24%), продаж автомобилей с пробегом (+16%), кредитования и страхования (+31%). При этом выручка от продаж новых машин выросла всего на 2%. Это результат демпинга и общего снижения продаж, объясняет Баранов.

Крупнейшим по обороту в 2013 г. стал «Рольф», обогнав лидера прошлых лет - «Мэйджора» (см. таблицу). Он стал первым российским дилером, выручка которого превысила 100 млрд руб. Продажи автомобилей дилерскими центрами группы выросли на 19%, выручка увеличилась на 27%. Представитель компании называет цифру близкой к реальной. Представитель «Мэйджора» на запрос «Ведомостей» не ответил.

Главная цель управленческой команды «Рольфа» - эффективность, говорит гендиректор компании Татьяна Луковецкая. По ее словам, для этого была проведена реорганизация, в результате которой была перевернута властная пирамида с вертикали на горизонталь: центры прибыли, а значит, и принятия решений были отданы дилерским центрам, объясняет она.

По количеству проданных автомобилей «Рольф» стал вторым, но «Автомир» лидирует с минимальным отрывом. Продажи «Автомира» сократились сильнее, чем рынок, оборот также сократился. Продажи среднеценовых марок, на которых специализируется «Автомир», в 2013 г. снижались сильнее, чем продажи в других сегментах, передал представитель компании комментарии члена правления ГК «Автомир» Владимира Петрова. А на фоне тотального демпинга конкурентов компания отдавала приоритет доходности, а не количеству продаж, добавил он.

Впервые в пятерку крупнейших компаний по обороту вошел региональный автодилер - казанский «Транстехсервис» (ТТС). В 2012 г. он впервые оказался в пятерке лидеров по количеству проданных автомобилей. Компания в прошлом году много инвестировала в развитие бизнеса, в том числе в открытие новых центров, говорит гендиректор ТТС Вячеслав Зубарев. Но рост обусловлен не только открытием новых салонов, но и улучшением продаж в существующих, уверяет он.

Роль региональных компаний, не работающих в двух столицах, продолжает расти. В топ-100 их уже 55, суммарные продажи составили 620 000 автомобилей (22% рынка), рассказывает Баранов. Но региональные рынки также близки к насыщению. Исключением могут стать разве что китайские марки, говорит Зубарев. Смещение спроса в регионы привело к тому, что дилеры готовы идти в малые города. В прошлом году дилерские центры появились в десятке городов с населением около 100 000 человек и менее, отмечает Баранов.