В компании мэтров

Программа 67-го Каннского кинофестиваля пестрит именами классиков и мэтров: Годар, Дарденны, Кроненберг, Кен Лоуч, Майк Ли. Россию представит «Левиафан» Андрея Звягинцева
Елена Лядова, Андрей Звягинцев, Надежда Маркина и Александр Роднянский на премьере «Елены» в «Особом взгляде» (2011). В этом году трое из них - режиссер Звягинцев, актриса Лядова и продюсер Роднянский - выйдут представлять новый фильм «Левиафан» в основно/ Zerkalo/ PhotoXPress

Когда в 2011 г. «Елена» Андрея Звягинцева попала во второй по значимости каннский конкурс «Особый взгляд» (и выиграла там специальный приз жюри), часть российских комментаторов сетовала, что могли бы взять и в основной - тем более что там уже побывало «Изгнание» в 2007 г. Теперь престиж восстановлен, фильм Звягинцева снова претендует на «Золотую пальму», но вообще-то «Особый взгляд» бывает интереснее, особенно когда в основном конкурсе, как в этот раз, слишком много каннских тяжеловесов. В «Особом взгляде» больше, с одной стороны, шансов на неожиданное открытие, а с другой - поводов для чистого любопытства. В этом году наверняка выстроится длинная очередь на премьеру «Затерянной реки» (Lost River) - режиссерского дебюта Райана Гослинга. На каннские просмотры ходит аккредитованная профессиональная публика, не слишком склонная к ажиотажу вокруг голливудских звезд, но даже у нее есть свои слабости, и Гослинг - одна из них. А если говорить о серьезных режиссерских именах, то именно в «Особом взгляде» будет, например, новый фильм Джессики Хауснер, автора тончайшей драмы «Лурд».

В главном конкурсе лишь несколько новичков, и один из них - выпускник московского ВГИКа. Это мавританец Аберрахман Сиссако, прошедший все возможные каннские фильтры - от «Недели критики» до «Особого взгляда». Второй - Ксавье Долан, вундеркинд поколения хипстеров. Он уже может считаться каннской звездой - из четырех предыдущих фильмов 25-летнего канадца два побывали в «Особом взгляде». Итальянка Аличе Рорвахер пока участвовала только в «Двухнедельнике режиссеров». А у аргентинца Дамиана Шифрона прежде вообще не было каннского опыта. Нет его и у именитых американцев Томми Ли Джонса (в качестве режиссера) и Беннета Миллера, известного байопиком «Капоте» и спортивной драмой Moneyball.

Остальные конкурсанты - мэтры или как минимум опытные участники главного мирового кинофестиваля. Жан-Люк Годар, чье имя в последнее десятилетие можно было увидеть главным образом во внеконкурсной программе «Каннские классики», покажет фильм с программным названием «Прощание с языком» (Adieu au Langage) - самый короткий в конкурсе (чуть больше часа). Кроме Годара французское кино представляют Оливье Ассаяс, Мишель Хазанавичус и Бертран Бонелло (последний - с фильмом об Иве Сен-Лоране). Бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны, обладатели двух каннских «Золотых пальм» и одного Гран-при, привезут драму «Два дня, одна ночь» (Deux Jours, Une Nuit) с Марион Котийар в главной роли. Приедут с новыми фильмами оба главных британских любимца Каннов, обладатели «Золотых пальм». Кен Лоуч - с политической драмой «Зал Джимми» (Jimmy's Hall). Майк Ли - с биографией художника Уильяма Тёрнера (Mr. Turner).

Дэвид Кроненберг покажет драму Maps to the Stars, которую, вероятно, переведут как «Звездная карта», но можно и «Как стать звездой» - речь идет о Голливуде, а заняты в картине Джулианна Мур, Миа Васиковска, Роберт Паттинсон и Джон Кьюсак. Еще один именитый канадец в конкурсе - Атом Эгоян с драмой «Пленница» (The Captive).

Японию представит Наоми Кавасе, ставшая в 1997 г. самой юной обладательницей «Золотой камеры» (каннского приза за дебют). В основном конкурсе ее фильмы побывали уже трижды.

Весомый каннский опыт у Нури Бильге Джейлана, обладателя двух Гран-при и награды за режиссуру. Российские журналисты привыкли называть его «турецким Звягинцевым» - в стилистике двух режиссеров и правда немало общего. Вот наконец и посмотрят друг на друга.-

67-й Каннский фестиваль пройдет с 14 по 25 мая 2014 г.