Том со скотом

В триллере «Том на ферме» канадский вундеркинд Ксавье Долан пытается рассказать, чего боятся хипстеры. Или чего они хотят
Если Ксавье Долан спрячется в кукурузе, его не будет видно/ КиноПоиск

Слово «вундеркинд» отлепится от Долана еще не скоро. Первый полнометражный фильм он снял в двадцать лет. К двадцати пяти сделал уже пять, «Том на ферме» - четвертый. Следующий, «Мамочка», через месяц покажут в основном конкурсе Каннского кинофестиваля (а во второй по престижу каннской программе «Особый взгляд» Долан участвовал уже дважды).

Обычно он снимает в форме интимного дневника: о себе, своих переживаниях и отношениях с мамой и любовниками. Ксавье Долан - автор-персонаж: кудрявый молодой гей, нарцисс, сам сочиняющий сюжеты и сам играющий главные роли.

«Том на ферме» (Tom à la ferme) не вполне обычен для Долана тем, что в основе - чужой текст (пьеса Мишеля Марка Бушара), а жанр фильма - не «дорогой дневничок», а психологический триллер.

Но это все равно селфи-кино, полное авторского самолюбования. Только теперь не в городе, естественной среде обитания современного модника-хипстера, а на селе. Где все красиво, но враждебно и тем сильнее возбуждает героя и автора: золотятся осенние деревья и поля, а в тон им золотятся мелированные кудри Тома - Долана, который среди спелой кукурузы убегает от жестокого фермера.

А кукурузные листья осенью режут как бритва, и золото окропляется багрянцем, и, как на девице румянец, краснеет на долановой щеке след от крепкой фермерской оплеухи.

Том приехал в провинцию на похороны любовника, с которым работал в рекламном агентстве в Монреале. Попав на ферму, где уединенно живут пожилая мать покойного (Лиз Руа) и его старший брат Франсис (Пьер-Ив Кардиналь), он вынужден поддерживать семейную легенду о том, что у Гийома была девушка. Но игра в соблюдение приличий осложняется двусмысленным поведением Франсиса, который пугает и завораживает Тома. Он бородатый мужлан, но пахнет как младший брат. Он унижает Тома, но нуждается в нем. Он требует, чтобы Том убирался немедленно после похорон, нет, чтобы остался и научился доить коров. Франсис садист, латентный гомосексуал и маньяк (с очевидным приветом герою хичкоковского «Психоза») - сочетание, перед которым изнеженный Том устоять не может. Ему и хочется бежать, и колется, он режет руки о кукурузу и обмирает, когда Франсис хватает его за горло. В их разговорах начинают тревожно вспыхивать вопросы о смысле жизни. И только авторский нарциссизм не дает сюжету раздуться до обобщения и превратиться в очередную метафору отношений интеллигенции и народа. Получается скорее частная, чем общая история. Скорее про Тома, чем про поколение хипстеров. Как ни странно, и самолюбование бывает полезно.

Но с жанром триллера Ксавье Долан пока не дружит. Взявшись играть блондинку в опасности, он слишком увлекается собственными переживаниями, чтобы думать о ритме, и там, где должно возникать напряжение, повисают лишь паузы, вызывающие зевоту. Все-таки час и сорок пять минут - многовато для этого осеннего марафона в кукурузе.