«Яндекс» поставил блог-защиту

«Яндекс» полностью отказался от одного из своих старейших сервисов - рейтинга блогеров и блогхостингов. Сервис работал плохо, а это грозит последствиями для блогеров, которых депутаты со дня на день приравняют к СМИ
«Яндекс» больше не хочет считать блоги/ А.Махонин/ Ведомости

В минувшую пятницу «Яндекс» сообщил, что закрывает рейтинги блогеров и блогхостингов на своем сервисе поиска по блогам. На главной странице сервиса останется только поисковая строка: больше не будет информации о количестве читателей блогов, также перестанут работать кнопки на страницах блогов, говорится в сообщении компании.

Блоговый сервис плохо работал, объяснил «Яндекс», и, по сути, проект был заморожен уже несколько лет. «Созданные в совсем других условиях рейтинги блогов перестали отображать то, что на самом деле обсуждают люди в интернете и кого они читают. Уже давно на этих страницах было размещено предупреждение: «В настоящий момент данные о количестве читателей в рейтинге могут отображаться неверно». В связи с этим «Яндекс» решил, что не будет предоставлять сервис, который отображает данные не совсем корректно.

«Яндекс» утверждает, что компания давно планировала закрыть этот сервис. Но признает, что ускорила процесс в связи с последними законодательными инициативами, касающимися блогеров, - для того чтобы «не дезориентировать почтенную публику».

В феврале 2013 г. «Яндекс» закрыл еще один блоговый сервис - открытый в 2007 г. «Пульс блогосферы». Этот мониторинг блогов подсчитывал количество упоминаний ключевых слов в дневниках и строил графики интереса аудитории к той или иной теме. Тогда представитель компании объяснял этот шаг низкой популярностью сервиса.

Как раз сейчас российские власти вводят новое регулирование интернета. В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект депутатов Андрея Лугового, Вадима Деньгина и Алексея Митрофанова, который фактически приравнивает блогеров к СМИ. Когда проект станет законом, владельцы блогов с посещаемостью более 3000 человек в день будут обязаны проверять достоверность публикуемой информации и указывать в своих блогах возрастные ограничения. Также блогеры будут должны соблюдать все касающиеся СМИ законы, в том числе о предвыборной агитации, противодействии экстремизму и о распространении сведений о частной жизни граждан. Кроме того, все популярные блогеры включат в реестр Роскомнадзора.

Сможет ли Роскомнадзор самостоятельно подсчитать посещаемость блогеров? Источник в этом ведомстве говорит, что собственного решения для мониторинга у Роскомнадзора нет. А представитель службы Вадим Ампелонский добавляет: с точки зрения правоприменения в этом законе есть масса неопределенностей, как терминологических, так и методологических. Он обещает, что ведомство будет вырабатывать решение этого вопроса вместе с интернет-отраслью.

В рунете остался последний крупный рейтинг блогов - у блогхостинга Livejournal (ЖЖ). Представитель «Афиша-Рамблер-SUP» (туда входит «ЖЖ») Софья Иванова говорит, что компания пока не планирует закрывать рейтинг. «Стоит отметить, что опции «не участвовать в рейтингах» и «скрыть информацию о подписчиках» исторически доступны всем пользователям ЖЖ, добавляет она.

«Рейтинг блогов в силу своей персонифицированности оказался очень «скандальным» - блогеры постоянно видели в алгоритмах рейтинга то руку Госдепа, то руку Кремля, говорит основатель Liveinternet Герман Клименко. Для такой компании, как «Яндекс», негативная реакция блогеров, продолжает он, создавала плохой информационный фон и рейтинг убрали с главной страницы и перестали поддерживать. Но даже в таком плохом состоянии, в котором пребывал рейтинг, на него все время ссылались и использовали в политических дискуссиях, повышая риски «Яндекса». А то, что Госдума приняла сырой и непонятный закон, стало для «Яндекса» просто поводом закрыть то, что давно надо было закрыть, резюмирует Клименко.