Далекой Индии чудес не счесть

Кремлевская выставка индийских драгоценностей поражает сказочной роскошью, что старые украшения, что современные огромны и многозначительны
Редкий головной убор - помесь тюрбана с короной/ Д. Абрамов/ Ведомости

Выставочные залы Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца не первый раз заполнены большими драгоценностями, да и рядом, в Оружейной палате, не счесть алмазов, рубинов и жемчуга в самых нескромных количествах. Но экспонаты выставки «Индия: Драгоценности, покорившие мир» ошеломляют даже постоянных зрителей Музеев Московского Кремля.

Здесь удивительны не только размеры камней и украшений - гирлянды алмазов с перепелиное яйцо или экземпляры изумрудов с яйцо куриное, не только нитки жемчуга длиной в человеческий рост или килограммовые серьги. На выставке, собранной из нескольких музеев мира, в том числе английских, и частных собраний, понятно: все это старинное и современное богатство - органичная часть образа жизни и культуры индусов. Не в том, разумеется, смысле, что великолепными каменьями и жемчугами владели многие, а в том, что язык и смысл ювелирных украшений был понятен так же, как русскому человеку язык меховых шуб и парчовых тканей. Ими определялся и демонстрировался социальный статус и величина богатства. Как и во всем мире, драгоценности были храмовыми. Однако показанное здесь ожерелье для Шивы - не самое масштабное украшение, люди носили и потяжелее.

Поскольку рядом с украшениями демонстрируется еще и графика с фотографиями, можно представить себе, как это было. Например, махараджа ехал на слоне, куря кальян - статусный предмет, а пеший слуга нес золотую, инкрустированную камнями колбу - хукку. На фотографии 1920 года изображен Чандравир Сингх Бахур Махаравал Бансары и три его сына - малолетние принцы княжества Джангадхра. В тюрбанах детей, не говоря уже о папаше, такое количество крупных каменьев, что сразу понятно: мужчина и мальчики необычайно выносливы, а бремя богатства буквально тяжело. Показанный рядом скрепляющий тюрбан эгрет в виде павлина насчитывает, как гласит этикетка, 1742 алмаза. И он изысканно красив.

Драгоценные камни прекрасны, как и цветы, они не бывают в своей красоте избыточны, и особенность индийских украшений в умении ювелиров эту органичную природную красоту продемонстрировать. Другое дело - золото, его может быть больше нужного. На выставке представлены такие массивные золотые свадебные ожерелья и браслеты, что, если даже жених с невестой в них только восседают, все равно страшно. Однако оказывается, что украшения эти не литые, внутри них смола, в вот почему они напоминают архитектоны Малевича - действительно загадка.

В Индии, как и во многих других странах, камни наделяли магическими свойствами. Можно верить или не верить, что, например, изумруд - камень Меркурия и помогает всем родившимся под этим знаком. Но что созерцание зелени изумруда, блеска алмазов или бархатной матовости жемчуга вызывает неподвластное разуму ликование - факт.

До 27 июля