Как узаконить самозахват

Владимир Путин подписал указ о реабилитации народов, депортированных из Крыма в 1944 г. Правозащитники уверены, что добиться реабилитации им будет не проще, чем народам Кавказа
Крымские татары ждали от указа Путина большего/ Thomas Peter/ Reuters

Вчера Владимир Путин подписал указ о мерах реабилитации армянского, болгарского, греческого, немецкого и крымскотатарского народов, проживавших на территории Крымской АССР. Президент поручил правительству при разработке целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 г. предусмотреть меры по национально-культурному и духовному возрождению этих народов, обустройству территорий их проживания (с финансированием), содействовать крымским и севастопольским властям в проведении памятных мероприятий к 70-летию депортации народов в мае нынешнего года, а также содействовать в создании национально-культурных автономий.

По словам человека, близкого к руководству Госдумы, указ написан во исполнение тех гарантий, которые Путин обозначил в разговоре с председателем меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым еще до проведения референдума в Крыму, несмотря на то что меджлис настроен по-прежнему не самым дружелюбным образом. Под указ подпадают и другие народы, продолжает он, чтобы никто не чувствовал себя обделенным: таким образом, будут ликвидированы границы, которые вокруг себя провели крымские татары. Отдельного закона не требуется: народы Крыма подпадают под действие закона о реабилитации репрессированных народов, но из-за того, что это новые субъекты России, потребовался президентский акт, заключает человек, близкий к руководству Госдумы.

Указ - мера популистская, первый шаг, должно быть право на самоопределение, квоты на распределение депутатских мест, говорит глава Бахчисарайского района Крыма Ильми Умеров.

Крымские татары могут попросить и территориальную автономию, но вот ингуши до сих пор ждут возврата прежних территорий, считая, что реабилитация не состоялась, говорит Тимур Акиев из ингушского «Мемориала». В указе нет речи о тех, кто не смог вернуться домой в 1970-1980-е гг. и остался в Средней Азии (а это 100 000-150 000 человек), а если полноценно решать территориальный вопрос, то по каждому дому и саду нужно отдельное решение, говорит член правления «Мемориала» Александр Черкасов. Положительные примеры были, считает он: в Дагестане чеченцев-аккинцев вернули в свои села, на что ушло 20 лет. В случае с крымскими татарами речь пойдет максимум о социальных выплатах из бюджета региона.

Его коллега по «Мемориалу» Ян Рачинский сообщает: за утраченные дома предполагается компенсация в размере 10 000 руб., а главная проблема действующего закона в том, что все финансирование осуществляется регионами, которые с ним не справляются.

Путин также поручил правительству определить особенности применения 93-го федерального закона (так называемая дачная амнистия) в переходный период.

«Дачная амнистия» действует бессрочно относительно земельных участков, однако она касается всех граждан и каких-либо исключений по отношению к социальным категориям не делается, если же такое исключение нужно сделать, то тогда необходимы поправки в законодательство, возможно, придется их разрабатывать, а возможно, речь пойдет не конкретно о крымских татарах или армянах, нужно прописать в законодательстве особенности амнистии в Севастополе и Крыму, говорит чиновник правительства. По его словам, речь может зайти о вводе в эксплуатацию жилых домов (т. е. о регистрации права собственности): с 2015 г. без разрешения на строительство дом уже нельзя зарегистрировать. Собеседник «Ведомостей» слышал, что при обсуждении проекта указа ставилась задача узаконить те земли, на которые вернулись крымские татары и взяли их в фактическое пользование (т. е. самозахваченные), однако, как это сделать, пока что сложно представить.

«Дачная амнистия» - закон для тех, кто получил участок в дачных объединениях еще до вступления в силу Земельного кодекса (2001 г.) и не имел права собственности на него, есть ограничение по метражу - дома более 1500 кв. м не подпадают под амнистию, но проблемы тут нет, поясняет председатель Союза садоводов России, депутат Госдумы Олег Валенчук. По его мнению, уточнение порядка применения закона может потребоваться в части работы властей по межеванию и быстрому кадастрированию крымских земель.