«Точь-в-точь» как в Голландии

Голландский производитель телепередач Endemol обвинил «Первый канал» в том, что шоу «Точь-в-точь» повторяет его оригинальные разработки

Компания Gestmusic Endemol (испанская «дочка» группы Endemol) приняла решение о предъявлении иска в российские судебные органы к «Первому каналу» в связи с нарушением своих исключительных прав. Такое заявление Endemol вчера разослала российским СМИ. Передача «Точь-в-точь» копирует Your face sounds familiar, оригинальный формат Endemol, уверена группа. Представитель «Первого» отказался от комментариев.

Показ «Точь-в-точь» стартовал на «Первом канале» в начале марта. Это шоу перевоплощений собственного производства канала. «Первый» был вынужден в срочном порядке снимать «Точь-в-точь» и ставить это шоу в эфир после того, как в начале года внезапно лишился другого шоу перевоплощений - «Один в один».

Как раз для запуска «Один в один» канал приобрел у Endemol права на адаптацию Your face sounds familiar, а производством программы занималась «Вайт медиа», российская дочерняя компания этого голландского производителя. Первый сезон «Один в один» на «Первом» был очень успешен, он стал самой популярной передачей прошлого года. Но в январе этого года «Вайт медиа» внезапно объявила, что договорилась о показе второго сезона этого шоу на «России 1». Продюсеры, опрошенные «Ведомостями», говорили, что переход настолько популярного проекта с одного крупного канала на другой практически беспрецедентный случай для российского телеэфира.

«Точь-в-точь» и «Один в один» стоят в эфире «Первого» и «России 1» фактически в одно и то же время, при этом у зрителей популярнее первая программа. Так, средний рейтинг выпусков «Точь-в-точь» составляет 7% (процент посмотревших передачу от общего числа жителей страны), а доля (процент посмотревших от числа зрителей с включенным телевизором) - 19,7%, у «Один в один» эти цифры составляют 4,9 и 15,4% соответственно (данные TNS среди жителей России старше четырех лет в городах с населением более 100 000 человек).

Endemol настаивает, что «Первый» скопировал «существенную часть» их оригинального формата, и намерена «в самые ближайшие сроки» подать иск в суд. Какой компенсации потребует производитель от канала, в сообщении Gestmusic Endemol не указано. Председатель совета директоров «Вайт медиа» Тимур Вайнштейн заявил, что не знаком с деталями иска, подготовкой документа занимается Gestmusic Endemol (придумала формат) вместе с голландской штаб-квартирой.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что не помнят других случаев, чтобы западные производители обвиняли российские телеканалы в копировании их программ и форматов и тем более пытались возместить ущерб в судебном порядке. У производителей были претензии к отдельным проектам российских каналов, но все они решались в частном порядке и не выносились на публику, говорят собеседники газеты. Аналогичные обвинения в копировании между российскими телекомпаниями тоже крайне редки. Чуть не единственный громкий конфликт такого рода между отечественными игроками - иск «Нового русского сериала» к «Феникс-фильму» за копирование своего сериала «Улицы разбитых фонарей». Арбитражный суд первой инстанции в 2009 г. постановил, что «Феникс-фильм» должен выплатить «Новому русского сериалу» 1,7 млрд руб. за нарушение авторских прав, но в итоге компании подписали мировое соглашение.