От редакции: Золотой стандарт

ИТАР-ТАСС

Как бы ни хотелось политикам представить Россию носительницей традиционных ценностей и предводительницей консервативного интернационала, в мире нашу страну знают и ценят как родину революций. Минкульт в «Основах государственной культурной политики» недавно провозгласил ориентацию на традиционные ценности. Контрастом этому политическому вектору выглядит проходящая сейчас в Манеже выставка «Золотой век русского авангарда».

На 18 экранах, размещенных в огромном пространстве Манежа, при помощи современных технологий Питер Гринуэй и Саския Боддеке оживляют 400 шедевров русского авангарда. До этого знаменитый британский кинорежиссер проделал нечто похожее с «Тайной вечерей» Леонардо и «Ночным дозором» Рембрандта, однако столь масштабный проект супруги делают впервые. Примечательно, что выставка заказана российской стороной и проходит при поддержке Министерства культуры и Британского совета.

Именно такое русское искусство оказывается самым востребованным на мировом художественном рынке, а следовательно, ценится дороже всего (работы Казимира Малевича и Василия Кандинского среди самых дорогих картин в мире). Когда Россия сталкивается с необходимостью предъявить миру что-то привлекательное, например на церемонии открытия сочинской Олимпиады, искусство авангарда оказывается твердой валютой. Между тем авангард родился на сломе традиции в совершенно особой ситуации рубежа веков в России, а расцвета достиг в революционные и послереволюционные годы. «Нас вдохновляет само время, когда пали все границы, - объясняет Боддеке свое отношение к русскому авангарду, - и художники получили небывалую возможность экспериментировать».

Трудно найти менее консервативное искусство, чем русское. Именно стремление к слому традиций (а вовсе не традиционность) обеспечило нашим ведущим художникам и архитекторам особое место в мировом контексте.

Сказанное касается вовсе не только живописи авангарда. Об этом редко вспоминают, но считающиеся сегодня визитной карточкой России в мире русский балет и драматургия Чехова покорили Запад именно как образцы искусства новаторского. «Русские сезоны» Дягилева порывали с классическим балетом, а чеховский театр - с традиционно понимаемым реализмом.

Если искать традицию, к которой может принадлежать Россия с ее регулярной переоценкой своего исторического наследия, смелым соединением несоединимого и постоянными экспериментами над собой - это, пожалуй, как раз традиция русского авангарда. Наша традиция - это возникающее время от времени непреодолимое желание порвать с традицией.

Как валюта, стоимость которой определяют рыночные процессы, российская культура есть то, что она есть, независимо от локальной политической конъюнктуры. Если директивным образом признать вершиной русского искусства, к примеру, творчество Ильи Глазунова или Александра Шилова, это никак не изменит расценки на мировых аукционах.