Мобильный Google для Москвы

Москвичи со смартфонами и планшетами больше пользуются поиском Google. По аудитории на стационарных компьютерах «Яндекс» обходит американскую компанию в 2 раза
Навигационные приложения «Яндекса» у москвичей популярнее, чем такие же сервисы Google/ М. Стулов/ Ведомости

Поисковым приложением Google и главной страницей его сайта на мобильных устройствах пользуются в среднем 1,1 млн москвичей в день, а таким же приложением «Яндекса» и его мобильным поиском - около 0,9 млн москвичей, подсчитала аналитическая компания TNS (здесь и далее данные по жителям столицы 12-64 лет за февраль). TNS впервые опубликовала данные по популярности мобильных приложений среди москвичей в прошлом ноябре, а сейчас впервые добавила к ним и данные по мобильным версиям конкретных сайтов. Отрыв Google минимален, подчеркивает руководитель интернет-проектов TNS Инесса Ишунькина, правильнее говорить, что позиции компаний почти равны.

По данным TNS, хотя бы раз в день мобильным интернетом в Москве пользуется 1,8 млн человек 12-64 лет (20,1% жителей столицы такого возраста), с компьютеров и ноутбуков - 5,8 млн, или 65,1%.

Самое популярное приложение и сайт у мобильных москвичей, по данным TNS, - социальная сеть «В контакте» (см. таблицу). В среднем в день через мобильные устройства ею пользуется почти 1,7 млн уникальных пользователей в столице. Обеспечивает это лидерство социальной сети прежде всего популярность мобильного приложения. Затем следует WhatsApp c 1,13 млн ежедневных пользователей, причем все это пользователи приложения, веб-версии у WhatsApp нет. И только потом Google и «Яндекс». Интересно, что Mail.ru занимает в мобильном топе только 7-е место (0,56 млн человек), пропустив вперед Facebook и Instagram.

Это заметно отличается от предпочтений москвичей, когда заходят в сеть со стационарных компьютеров, и эти отличия не только в отсутствии в таком топе сервисов, которые работают лишь в виде мобильных приложений. «В контакте» по числу стационарных пользователей (2,4 млн в день) занимает по Москве только 3-е место после «Яндекса» и Mail.ru. А ежедневная аудитория того же Google в 2 раза меньше «Яндекса» (1,74 млн и 3,71 млн уникальных пользователей соответственно).

Главная причина такой популярности поиска Google на мобильных устройствах - наличие у компании собственной операционной системы Android, что обеспечивает ей предустановку собственных приложений в телефонах, работающих под этой системой. Также, как правило, поиск Google в таких смартфонах предустановлен в браузере по умолчанию как основной. Для сравнения: приложение «Яндекс.Поиск» мало используется москвичами, указывает Ишунькина. Зато у жителей столицы крайне популярны навигационные приложения «Яндекса» - у совсем молодых москвичей это «Яндекс.Метро», у остальных - «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор». Для сравнения: у «Google.Карт» в 3,5 раза меньше ежедневных пользователей, чем у «Яндекс.Карт».

«Яндекс.Поиск» - нишевое приложение, как показывают исследования, большинство людей пользуются поиском через браузер смартфона, говорит представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. В России высокая доля продаж телефонов на Android, где предустановлены приложения и виджеты Google, соглашается Комарова, поэтому «Яндекс» договаривается с производителями телефонов о предустановке своих приложений. Компания выпустила свою прошивку для Android под названием «Яндекс.Кит». Также в прошлом году российской компании удалось договориться с Apple о включении «Яндекса» в список альтернативных сервисов для поиска в операционной системе iOS, напоминает Комарова. По собственной оценке «Яндекса», его доля в поисковых запросах на устройствах от Apple в целом по России за 2013 г. выросла с 30-35 до 43%, а на устройствах Android - с 42 до 52%. Мобильные устройства уже приносят «Яндексу» 14% поисковых запросов, сообщила компания по итогам года. Выручка компании от мобильной рекламы почти удвоилась до 4 млрд руб., это около 10% доходов «Яндекса».

А вот представитель Mail.ru Group оценил данные TNS по мобильному интернету в Москве крайне скептически. Данное исследование - наглядный пример того, что наложенные исследователем ограничения по возрасту, размеру выборки для измеряемой панели, типов телефонов не позволяют получить реальную картину, категоричен руководитель отдела исследований и аналитики Mail.Ru Group Алексей Астафьев. «Москва по данным статистики и Москва в реальности - два отдельных города, - говорит он. - Поэтому мы однозначно доверяем внутренней статистике наших проектов, в которых мы видим числа в несколько раз большие». Представитель «Яндекса» назвал полученные данные в целом корректными.