Думать цветом

Галерея «Проун» показала выставку «Цветопись» - камерную и поэтичную, главным ее героем стал художник Алексей Каменский
Алексей Каменский на выставке окружен женщинами/ Галерея «Проун»

Формально на выставке в «Проуне» шесть авторов, но собрана «Цветопись. Цвет-форма-среда» ради работ Алексей Каменского, художника старшего поколения, не так громко известного, как некоторые его коллеги, предпочитавшие в советское время писать не по требованиям, а по желанию. Впрочем, художники внеполитичные, безыдейные и к тому же беспредметники популярными редко становятся.

Окружение же у Каменского на выставке знатное - его графику сопровождают работы глубокоуважаемых дев и дам русского авангарда: две акварели Веры Ермолаевой и две Ксении Эндер, работа Елены Гуро. Их поддерживают представленные галереями «Наши художники» и «Эритаж» картины русского парижского художника Сержа Полякова, состоящие исключительно из цветных пятен. Плюс живопись и графика родившейся на полвека позже Алены Кирцовой, цветоозабоченной беспредметницы.

Такой выставочный набор, естественно, не случаен, «Проун» - галерея камерная и, если не всегда может добыть для выставки достаточно произведений, раскрывающих тему, все равно не выставляет ничего неуместного. Так что и скромные, и крупные вещи всех художников показывают: цветопись, цветоформы и цветообразы захватывают независимо от возраста, времени и места жизни художника.

Ермолаева и Эндер пришли к беспредметности в общем движении русского авангарда к новому искусству, поэтесса и художница Елена Гуро вдохновила мужа Михаила Матюшина на создание теории цветовосприятия и книги «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету». Это вдохновенный теоретический труд внимательно прочитала и приняла к сведению Алена Кирцова. Серж Поляков пришел к подобным творческим результатам на французской земле в сороковые годы и получил известность как мастер абстракции.

Алексей Каменский стал абстрактным экспрессионистом или цветописцем (цветопись Матюшин отделил от живописи), потому что, как и многие художники в конце пятидесятых, поддался свободным западным влияниям и еще потому, что был сыном поэта Василия Каменского, футуриста.

На выставке собраны работы Алексея Каменского разных лет, но больше всего здесь ассоциативных иллюстраций к стихотворениям - Велимира Хлебникова, Анри Бретона, Поля Валери. В общем, они достаточно конкретны. «Песнь колонн» Валери сопровождают изящные изображения столбов и капителей, а «Свободный брак» Бретона - гуаши с условными женскими и мужскими фигурами. Но все равно ясно: главное тут - формальные ассоциации.

До 26 мая