РЖД «Мечелу» не помощник

Сделка, на которую рассчитывал «Мечел», не состоится: РЖД не станет выкупать у компании железную дорогу к Эльгинскому месторождению. В федеральном бюджете не нашлось лишних 70 млрд руб.
Дорогу к Эльгинскому месторождению «Мечелу» придется по-прежнему содержать самому/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Продажа железной дороги помогла бы «Мечелу» выбраться из тяжелой финансовой ситуации. Чистый долг компании к декабрю 2013 г. составлял $9,4 млрд, а показатель EBITDA последние полгода снижается: во II квартале 2013 г. он составил $202 млн, а в III квартале - $196 млн. Чтобы избежать дефолта, в конце прошлого года «Мечел» вступил в переговоры с банками, чтобы те не тестировали его кредитное качество до конца 2014 г. Договориться удалось с большинством банков. Правда, Альфа-банк в начале 2014 г. потребовал немедленно вернуть взятые летом прошлого года $150 млн, но «Мечелу» удалось договориться с ним о рассрочке погашения этого кредита.

ОАО «Мечел»

металлургический холдинг. акционеры: Игорь Зюзин (67%), остальные акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. капитализация - $774 млн. финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2013 г.): выручка - $6,6 млрд, чистый убыток - $2,2 млрд.

РЖД не удалось в очередной раз оказать финансовую поддержку «Мечелу». Железнодорожная монополия не нашла денег для покупки у него дороги, ведущей от БАМа к Эльгинскому угольному месторождению (321 км), рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил человек, близкий к РЖД. «Мечел» просил на это 70 млрд руб. Планировалось, что покупать дорогу РЖД будет за счет средств федерального бюджета, для чего требовалось увеличить расходы на программу развития БАМа и Транссиба (сейчас - 562 млрд руб. до 2018 г.), объясняют собеседники «Ведомостей». Но договориться об этом с правительством не удалось.

«У представителей государства сложилась консолидированная позиция - помочь «Мечелу», - говорил российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров газете «Коммерсантъ» в середине апреля 2014 г. Одним из вариантов помощи могла бы стать, по его словам, покупка 49% оператора Эльгинского месторождения «Эльгауголь» Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) совместно с иностранными партнерами. Разработка Эльги - самый затратный проект «Мечела». К 2017 г. компания собирается запустить на месторождении первую очередь (11,7 млн т). Общие инвестиции - около $5 млрд, из которых $2,4 млрд уже вложены, а еще $2,5 млрд недавно предоставил ВЭБ.

Две недели назад вице-премьер Аркадий Дворкович предложил поучаствовать в разработке Эльгинского месторождения китайским компаниям, сообщало правительство. Обсуждается сотрудничество с инвесторами и из других стран, например из Японии. Представитель Japan Bank for International Cooperation заявил «Ведомостям», что если японские компании или инвесторы примут участие в этом проекте, то банк рассмотрел бы возможность сотрудничества с российской металлургической компанией. А «Коммерсантъ» сообщал, что «Мечел» ведет переговоры о партнерстве с японскими Mitsui, Sumitomo, корейской POSCO и китайской Baosteel. С последней «Мечел» в апреле 2014 г. заключил соглашение о поставках 1,2 млн т угля до 2015 г.

Даже без помощи государства «Мечел» начинает возвращать кредиты. В апреле основной владелец компании Игорь Зюзин сократил долю ее акций, находящихся в залоге у банков-кредиторов, с 59,5 до 41,6%. Размер погашенного кредита не назывался, но 17,8% акций «Мечела» (выведенные из-под залога) вчера стоили $110 млн. По состоянию на декабрь 2013 г. в 2014 г. «Мечелу» нужно было вернуть кредиторам $2,03 млрд, в 2015 г. - $2,4 млрд, а в 2016 г. - $2,5 млрд. Но в начале этого года компании удалось сократить выплаты банкам на этот год примерно до $1 млрд за счет продажи ферросплавных активов и привлечения кредитных линий в Сбербанке.

Представители РЖД и «Мечела» отказались от комментариев.