Вуди Аллен перешел дорогу хасидам

Старомодно романтическая комедия Джона Туртурро «Под маской жиголо» (Fading Gigolo) сделана в манере Вуди Аллена, но без фирменной желчи, которая всегда отличала работы учителя
Маститый комик сыграл в дуэте с благодарным учеником/ outnow.ch

Желчи нет, а Вуди Аллен есть. Он играет владельца разорившейся книжной лавки, которому после визита к дерматологу (Шэрон Стоун) приходит в голову новая бизнес-идея: сделать своего приятеля, скромного флориста с цветущим итальянским именем Фиораванти, элитным жиголо. Флорист немолод, меланхоличен и робок, у него грустный взгляд и перекошенная челюсть самого Джона Туртурро. Но идея неожиданно оказывается продуктивной, а высокий, скромный и обходительный цветочник - идеальным любовником для скучающих зрелых леди со смелыми мечтами, например, о сексе втроем.

Дело, разумеется, происходит в Нью-Йорке. Еще точнее, в Бруклине Вуди Аллена, снятом так, словно там до сих пор даже не 1970-е, а 1950-е. В кадре слегка выцветшие осенние тона, за кадром джаз, течение сюжета неторопливо.

Конфликт - в буквальном смысле местечковый, и это второе после роскошного кастинга объяснение скромного обаяния картины Джона Туртурро. В попытке расширить клиентскую базу герой Вуди Аллена, ставший для друга сутенером, по-соседски уговаривает на новый жизненный опыт прекрасную вдову ребе (Ванесса Паради), по которой сохнет дружинник (Лив Шрайбер) из хасидского патруля (это квартальная полиция нравов с Торой вместо уголовного кодекса). Пока герои Туртурро и Паради осторожно сближаются, сводника-библиофила везут на суд в синагогу и распекают за аморалку: суровые еврейские нравы комически рифмуются с жестокими обычаями итальянской коза ностры, но, когда Аллен пытается пошутить про дона Корлеоне, хасиды лишь раздраженно трясут пейсами.

Тут все немного нарочито, а в каждом эпизоде видно почтение ученика-режиссера к присутствующему в кадре учителю, но это ничуть не мешает получать удовольствие от фильма. С одной стороны, Туртурро бережно выписывает для Вуди Аллена роль, в которой обыгрываются его фирменные приемы самоиронии - от подчеркнутой нелепости до комической похотливости. Теперь в силу возраста герой Аллена делегирует эротические притязания более молодому коллеге. Но вместе с тем демонстрирует былые победы на поле сексуальной толерантности, представая отцом большой чернокожей семьи с женой по имени Отелло, которая грозится порвать любого, кто угрожает ее старому «папе Мо», как зовут книгопродавца многочисленные курчавые дети.

С другой стороны, Джон Туртурро позволяет себе то, чего никогда не позволил бы себе Вуди Аллен. Например, быть сентиментальным, лелеять старомодные представления о манерах настоящего мужчины (пусть и гротескно отраженных в роли жиголо) и веру в настоящую любовь. Во всем этом, конечно, много иронии: например, когда во время долгожданного секса втроем у легендарного любовника возникает проблема с эрекцией, женщины восхищенно ахают: «Он влюбился!» Но сама эта ирония не саркастична, а добродушна. Там, где сатирик увидел бы повод для зубоскальства, Туртурро обходится грустной улыбкой. Кино, которое пытается выглядеть добрым, как известно, по большей части невыносимо. «Под маской жиголо» - редкое исключение из этого правила.

В прокате с 24 апреля