За коррупцию ответит бизнес

Генпрокуратура заочно поспорила со Следственным комитетом об эффективности штрафов за взятки: их сумма достигла 400 млн руб.
В.Баранов/ Ведомости

Административная ответственность юридических лиц за коррупцию - эффективно работающий механизм, заявил в четверг заместитель генпрокурора Александр Буксман на Евразийском антикоррупционном форуме, который проходит в Москве. По его данным, за последние три года количество дел, возбужденных по ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), выросло более чем в 4 раза: если в 2011 г. их было всего 40, то в 2013 г. - уже 160, а общий объем наложенных штрафов достиг 400 млн руб. (взыскано около 30%). Решение о привлечении юрлица к административной ответственности прокурор выносит на основании уголовного приговора по делу о даче взятки или коммерческом подкупе, совершенных в пользу конкретного предприятия. Чаще всего это происходит в связи с попытками выиграть конкурс, уйти от административной ответственности по итогам контрольных мероприятий или получить необходимые разрешения, пояснил заместитель генпрокурора. Еще два года назад к административной ответственности по этой статье привлекались 30% юрлиц, в чью пользу давались взятки, сейчас - уже 60%, сообщил Буксман.

Наличие такой практики позволило России отчитаться о выполнении одного из самых сложных требований ратифицированных Россией международных антикоррупционных конвенций - введении уголовной ответственности для юрлиц за коррупционные преступления, рассказал заместитель генпрокурора. Административная ответственность достаточная альтернатива уголовной, в то время как институт уголовной ответственности для юрлиц «неприемлем для основ российского уголовного законодательства», считает Буксман.

За ее введение активно выступает председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин.

Административная ответственность юрлиц за коррупцию - практически неработающий механизм, говорит источник, близкий к СКР, число таких дел мизерно по сравнению с общим количеством коррупционных преступлений. Разделять процесс привлечения юрлица к административной ответственности, а физлица - к уголовной за одно и то же деяние, т. е. вести параллельно два процесса, - это нерациональное расходование сил и средств. Все можно сделать в одном процессе - уголовном.

Но главная проблема, по мнению источника в СКР, - несоответствие этой процедуры мировым стандартам: например, ЕСПЧ, рассматривая жалобу «ЮКОС против России», указал, что практически к этой компании были применены уголовные санкции в рамках административной процедуры, не обеспечивающей высокие стандарты защиты прав обвиняемого в уголовном процессе. То есть такой механизм не дает возможности репатриации капитала из-за границы. Между тем смысл заключается именно в том, чтобы обеспечить экстерриториальное уголовное преследование юрлиц за рубежом и исполнение судами иностранных государств судебных решений, принятых в России, - причем не только по коррупционным делам, но и по любым другим транснациональным преступлениям.