Газовозы из Крыма


Минпромторг обсуждает с «Совкомфлотом», «Газпромом» и «Новатэком» возможность строительства танкеров-газовозов для вывоза сжиженного газа с арктических месторождений России, говорится в сообщении ведомства. Минпромторг разрабатывает программу загрузки судостроительных предприятий Крыма и Севастополя, которые «простаивают или работают в неполную рабочую неделю».

В Крыму четыре судостроительных предприятия. «Залив» производит суда для нефтегазовой отрасли типа Panamax, офшорные конструкции, «Море» выпускает пассажирские суда типа «Ракета» и корабли на воздушной подушке; Севастопольский морской завод и Морской индустриальный комплекс занимаются судоремонтом. В 2013 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», у «Залива» был убыток в 220,8 млн руб. По итогам 2012 г. прибыль была только у «Моря», у остальных - убытки.

«Изучается вопрос, насколько предприятия технически готовы строить газовозы арктического класса», - сказал замминистра промышленности Алексей Рахманов. Представитель ОСК уточнил, что суда с корпусом до 300 м (обычная длина газовозов) теоретически может выпускать «Залив». В России такие мощности появятся только после достройки «Звезды» на Дальнем Востоке. При существующем спросе заказами можно загрузить и «Звезду», и «Залив», добавил он. Возможно, крымские верфи будут субподрядчиками «Звезды», уточняет источник, близкий к Минпромторгу. «Ямал СПГ» (принадлежит «Новатэку», Total и CNPC, разрабатывает Южно-Тамбейское месторождение на Ямале) в прошлом году заказал 16 танкеров-газовозов корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering. Завод СПГ планировал построить «Газпром» (для Штокмановского месторождения в Баренцевом море), но проект отложен.

Прежде чем загружать крымские верфи, нужно разобраться в их структуре собственности, говорит источник, близкий к Минпромторгу. Морской индустриальный комплекс принадлежит группе СКМ Рената Ахметова, Севастопольский морской завод - кандидату на пост президента Украины Петру Порошенко, завод «Море» - государственный. Совладельцами завода «Залив» были норвежская Bergen Group (19%) и Calexco бизнесмена Константина Жеваго (51%). Bergen Group планирует продать судостроительный дивизион («Залив», две норвежские верфи - Fosen и BMV) Calexco, сообщила компания. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров не исключает, что ОСК придется выкупать акции у частных инвесторов, чтобы загрузить верфи.

Представители «Газпрома» и «Новатэка» на вопросы не ответили, их коллега из «Совкомфлота» от комментариев отказался.