Художник поблагодарил коллекционеров

Открытая в Пушкинском музее выставка Ирины Затуловской, художника глубокого и умного, похожа на все ее предыдущие выставки - тихая, камерная
Благую весть художник услышала сквозь слои ржавчины/ В. Чайка для Ведомостей

Выставка «И.З. частных коллекций» собрана Ириной Затуловской и Отделом личных коллекций Пушкинского музея не из новых или лучших вещей, а из тех, что купили известные и незнакомые ей люди: брат, коллекционеры, портретируемые, зрители. Самую, на мой взгляд, сильную картину, настоящую религиозную, купила, увидев на «Арт Москве», Анна Лыкова, до того с художником не знакомая и арт-миру не известная.

«Благовещение» - ветхозаветный природный мрак на куске ржавого железа, а две маленькие фигурки с нимбами - лучики благой вести в гибельном хаосе. Фигуры совсем маленькие, но превращают металлический лист со следами разложения (ржа и тлен) в картину на один из лучших сюжетов мировой живописи. Еще очень точная и трагичная работа - картина - портрет художника Владимира Яковлева между двумя цветками. Но вообще портреты, конечно, теплее - солнечный на солнечном (рыжий на крашенной желтым фанере) Юрий Норштейн (из его же собрания). Или острее - такой же лаконичный, неопримитивистский портрет коллекционера Игоря Сановича с безумно поднятыми бровями на фоне картины Льва Жегина «Отец, мать и сын». Картину эту, кстати, показывают этажом выше, на выставке «Квартира-музей».

Затуловская не просто выставила к юбилею свои произведения в Отделе личных коллекций. Она придумала выставку - к месту. И написала, что о коллекционерах думает, за что им благодарна. В том числе: «Спасибо им всем - моим. Кого тут только нет: религиозный философ, итальянский коммунист, великий мультипликатор, шведский хореограф (тоже великий), скульптор, кардиохирург, мой брат (почти Тео) и еще много-много других».

Брату Михаилу - почти Тео Ван Гогу - принадлежат самые нежные произведения: тридцатилетней давности светлый «Летний праздник» и шитая икона «Св. Ирина и Св. Михаил», сделанная на десять лет позже. Они напоминают, что с годами Ирина Затуловская изменилась, хотя кажется, что давно работает по-своему. Но возраст никуда не денешь - он меняет людей, в том числе и художников, со временем пластический язык Затуловской становится все проще и точнее.

До 18 мая