Композиторы ушли в кино

Современные авторы наглядно сочетают традиционные инструменты с новыми технологиями/ Юрий Румянцев

В Петербурге завершились Пифийские игры - один из самых известных конкурсов современной академической музыки в России. В конце минувшей недели eNsemble Pro Arte впервые исполнил произведения десяти авторов из Москвы и Санкт-Петербурга на Новой сцене Александринского театра.

Состязания композиторов по традиции длились два дня, в каждый из которых публике предлагалось выбрать лучшее из пяти объединенных темой конкурса сочинений. Кроме того, на каждом этапе игр музыканты eNsemble вручают одному из участников малый приз.

В первый день соревнований участникам предлагалось поработать с киномузыкой - петербуржцы сочиняли на тему «Интересное кино». И большой, и малый призы получила Настасья Хрущева за «Три истории» - небольшой мелодичный опус на видео Евгении Чайковской о мужчине, пытающемся завести заглохший мотоцикл на проселочной дороге. Второе место по итогам голосования зрителей занял Юрий Акбалькан с двадцатиминутным перформансом «5.1.1.».

Композиторы из Москвы работали с темой «Пролеткульт» - им предлагалось поразмышлять над опытом русского авангарда 1920-х. Слушатели признали лучшим мощный минималистичный опус «Об-Л-ИК-И» Армана Гущяна для группы духовых, рояля и ударных; композитор также поручил инструменталистам выкрикивать что-то вроде «дыр бул щыл». Музыканты eNsemble отдали предпочтение затейливой и динамичной пьесе Con pugno Алексея Сысоева, в которой автор использовал в качестве перкуссии топор и молоток, наращивая индустриальный гул.

Пифийские игры проходят в Санкт-Петербурге с 2002 г.; в этот раз конкурс состоялся в юбилейный, десятый раз. За время своего существования игры стали площадкой для премьер более чем 90 произведений российских авторов, в том числе Сергея Невского (Москва / Берлин), ТПО «Композитор», Дмитрия Курляндского (Москва), Владимира Раннева (Санкт-Петербург), а также художественного руководителя eNsemble и инициатора игр Бориса Филановского.

Санкт-Петербург