Мошенники вышли в онлайн

Мошенники пытаются совершить каждую десятую сделку в российской онлайн-торговле, говорят аналитики. Наибольшие риски - у туристических сервисов
Доля операций мошенников в онлайн-торговле растет все же не так быстро, как сам этот рынок/ Fotolia/ PhotoXPress

Десять процентов - доля распознанных и непропущенных транзакций, подчеркнул гендиректор процессингового центра Payture (собирал данные) Роман Хафизов. Наибольшая доля таких операций фиксируется в категориях «путешествия», «купоны и скидки», «соцсети и развлечения» - в среднем 9-10% сделок за 2013 г. Этот показатель заметно вырос за последние несколько лет: в 2011-2012 гг. процент мошеннических операций составлял в этих услугах 5-8%. Сам рынок электронной коммерции за этот период рос в среднем на 30% в год, и за 2013 г. его объем достиг 544 млрд руб. (+34% к 2012 г., данные Ассоциации компаний интернет-торговли).

Доля реально совершенных мошеннических операций при оплате банковскими картами онлайн не превышает 0,02% от общего количества платежей, по данным процессингового центра Uniteller. Низкий уровень реальных операций по сравнению с попытками их провести связан с технологией 3D Secure (покупатель проходит дополнительную авторизацию в банке - эмитенте карты) и мониторингом мошеннических операций, пояснил гендиректор Uniteller Алексей Богаткин: «В 2011 и 2012 гг. небольшое число российских банков поддерживало технологию 3D Secure, поэтому процент мошеннических операций при онлайн-платежах был выше - около 1%».

Наибольшие риски мошеннических операций - у туристических сервисов. По данным Payture, при высокой доле попыток мошенничества у этого сегмента самый высокий средний чек (10 000-12 000 руб. в 2013 г.), а самый распространенный тип мошенничества - «профессиональный». «Мошенники зачастую выдают себя за представителей крупных компаний, например авиакомпаний», - говорит Хафизов.

В туризме риски наиболее высоки из-за большого среднего чека и низкой маржинальности, признает гендиректор Ozon.travel Дмитрий Яковлев. Но, по его мнению, 10% мошеннических транзакций «выглядят большим преувеличением» - и как доля числа попыток провести транзакцию, и как процент от числа успешных. Доля мошенничества прямо пропорциональна тому, как сильно «закручен» фрод-мониторинг, говорит гендиректор Biletix Александр Сизинцев. Но при сильных барьерах конверсия обычно очень маленькая, поэтому работающие в интернете тревел-агентства ищут золотую середину. У самого Biletix в 2013 г. было не больше пары десятков «фродовых» транзакций, говорит Сизинцев: попыток, может, было больше, но часто компании их не видят - самые очевидные отсекаются моментально.

В категории «товары и услуги» доля мошеннических попыток от всех транзакций относительно низка - 2-3%. А число мошеннических сделок в крупнейшем сегменте российской торговли в интернете - электронике и бытовой технике - минимально, говорит генеральный менеджер ритейлера «Ситилинк» Михаил Славинский: «Всегда есть непосредственный контакт при передаче заказа от ритейлера конкретному человеку».