«Весна» как священное

Любители отмечают юбилеи шедевров по календарю, профессионалы делают это каждый год. Выставка в цюрихском музее современного искусства Migros называется Sacre 101 и приурочена к 101-й годовщине премьеры самого знаменитого спектакля ХХ века, «Весны священной». По-французски балет назывался Sacre du printemps, отсюда и название швейцарской выставки.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева показали балет на музыку Игоря Стравинского в парижском театре «Шатле». Скандал получился невиданный, свист и крики едва различались в невообразимом шуме, в партере почти дрались сторонники и противники хореографии Вацлава Нижинского. Многие утверждали, что скандальны были не сами танцы, пусть и новаторские, и уж тем более не декорации Николая Рериха, а музыка, дикая и завораживающая одновременно.

В музее показывают видеозаписи реконструкций шедевра и порожденных им версий. Среди них хрестоматийная работа Мари Вигман 1957 года, в свою очередь восстановленная в 2013-м, и реконструкция, представленная после 16 лет кропотливой работы в 1987 году в Мариинском театре Миллисент Ходсон и Кеннетом Арчером с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом, а также вариации и посвящения хореографов наших дней. Некоторые сделаны прямо к выставке - как композиция из обуви в магазинных коробках работы Христодулоса Панайоту или эффектное видео Жюли Верховен. Старых материалов почти нет - кроме картины самого Нижинского «Маска», датируемой 1918-1919 годами (заболев, танцовщик много рисовал), главным для кураторов стал вопрос о связях танца и изобразительного искусства. Здесь и яркая инсталляция с костюмами американки Алексис-Маргерит Теплин на темы Натальи Гончаровой, и графический цикл Марка Бауера памяти Нижинского, и листы из книги «Воспоминания о моей жизни с Сергеем Дягилевым. 1919-1929» Элеоноры Антиновой. Эта книга, создававшаяся в 1976-1978 годах, выдумана буквально от начала до конца, от текста до фотографий. В роли полузабытой звезды русского балета снималась ее автор, американская художница Элеонор Энтин, сумевшая передать не только дух, но и букву многочисленных балетных мемуаров, так легко зритель попадается на ее стилистически безукоризненную уловку.

Со времен парижской премьеры на свет появилось более двухсот постановок, напрямую или косвенно связанных со спектаклем Нижинского. Одну из них покажут на закрытии выставки живьем - 11 мая на сцене цюрихской оперы греческий хореограф Андонис Фониадакис представит спектакль, сделанный им в женевском Гран-театре.

Выставка открыта до 11 мая