Спор за $30 млрд

России удалось добиться от Минска согласия на создание Евразийского экономического союза с 2015 г. Но Белоруссия хочет получить компенсацию за свою подпись под договором
Создание экономического союза зависит от нефтяных переговоров/ Vasily Fedosenko/ Reuters

Как и планировалось, Россия, Белоруссия и Казахстан создадут Евразийский экономический союз (ЕАЭС) уже с 2015 г., заявил Владимир Путин после встречи президентов трех стран на прошлой неделе. Договор должен быть подписан 29 мая в Астане.

Российские чиновники опасались, что договориться с Белоруссией и Казахстаном не удастся. Минск настаивал на отмене с 2015 г. всех торговых ограничений на территории Таможенного союза. В 2014 г. в Белоруссию без пошлин из России будет поставлено 23 млн т нефти, за это Белоруссия должна отдать России пошлину от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти (около $4 млрд). Но и при такой схеме российский бюджет терял доходы - более $6 млрд. Россия настаивала на сохранении ограничений и после 2015 г., Белоруссия - на их отмене. Перед началом встречи президент Белоруссии Александр Лукашенко пригрозил: создание ЕАЭС надо отложить, если стороны не могут договориться.

Но угрозы не реализовались: соглашение о создании ЕАЭС может быть подписано уже в мае, заявил Путин. А продлевать ограничения или нет, Белоруссия и Россия должны решить на двусторонних переговорах, сказал председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. Правда, Минск призывает решить вопрос в сжатые сроки - это повлияет на готовность страны подписать договор, подчеркнул член Совета ЕАЭС от Белоруссии Сергей Румас. Минск не собирается подписывать 29 мая договор в ущерб своим интересам, заявил Лукашенко: диалог с Россией идет, «в конце мая мы должны подписать договор об образовании экономического союза, поэтому все вопросы должны быть сняты. В противном случае мы не можем пойти в ущерб себе на неравных условиях в этот экономический союз» (его слова по «Газета.ru»).

Договориться по некоторым ограничениям удалось, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, знакомых с ходом переговоров. Точно сохранятся квоты на поставки нефти без пошлин, а вот компенсация российскому бюджету в виде экспортных пошлин остается камнем преткновения, говорит один из собеседников «Ведомостей». Скорее всего за уступку Минску будет предложена финансовая поддержка в другой форме, но в какой, пока не определено, продолжает чиновник, прямых вливаний не будет, возможны кредиты или помощь в строительстве АЭС. Получить комментарии администрации президента Белоруссии не удалось.

До какого года Минск согласен сохранить ограничения, собеседники «Ведомостей» не знают. По словам Христенко, единый рынок нефти должен заработать до 2025 г. Но очевидно, что это случится раньше, поясняет один из чиновников.

Уже есть расчеты, в какую сумму обойдется бюджету союз при разных сценариях, говорит федеральный чиновник. При компромиссном варианте - сохранении квот и отказе от компенсации - потери вырастут с $6,5 млрд до $10,5 млрд в год. При самом плохом сценарии - до $30 млрд: это полная свобода рынка - отмена квот, компенсации и отказ от согласования пошлин на экспорт за пределы союза. Если в Белоруссии они будут существенно ниже, чем в России, российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через белорусские компании, что обрушит доходы бюджета, объяснял сотрудник Минфина.

Чтобы избежать этого, Минфин придумал налоговый маневр: сильно снизить российские пошлины на экспорт нефти и так же резко повысить НДПИ, рассказывали федеральные чиновники. По плану Минфина к началу работы единого нефтяного рынка пошлина должна быть на уровне казахстанской (сейчас она более чем в 4 раза ниже российской - $80 против $376,1/т); маневр должен был принести бюджету 90 млрд руб. Исходя из этих расчетов, базовая ставка НДПИ может быть повышена в 2015 г. с 530 до 1100 руб. за 1 т, оценивал Московский нефтегазовый центр EY.

Снижение пошлин приведет к повышению внутренней цены на нефть (рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и расходы на транспортировку), а это ударит по нефтепереработке. Компании компенсируют издержки, резко повысив цены на бензин, говорили нефтяники. Рост цен Минфин планировал удержать обнулением акцизов. Но даже при таком варианте нельзя снизить пошлину более чем до $240 за 1 т (при цене барреля в $110), иначе внутренние цены на нефть все равно резко вырастут, предупреждает Андрей Чернявский из Высшей школы экономики, кроме того, обнуление опустошит дорожные фонды. Деньги найти можно, но придется перестраивать бюджет, а для этого нужно время, резюмирует чиновник Минфина, резкий маневр будет шоком и для нефтяной отрасли.

Завершение большого налогового маневра нужно приурочить к завершению модернизации НПЗ и повышению рентабельности отрасли, указывает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, сколько лет это займет, пока сложно оценить. До 2018 г. многие НПЗ успеют завершить реконструкцию, уверен топ-менеджер крупной нефтегазовой компании.

Маневр нужно завершить к началу работы свободного рынка ЕАЭС, а если Минск настоит на отмене всех ограничений в 2015 г., то уже в следующем году, объясняет чиновник. Для перенастройки бюджета достаточно было бы паузы до 2018-2020 гг., рассуждает он.