Конъюнктура: Новое средневековье

Гибель государства у наших границ и границ Европейского союза вызывает самые мрачные ожидания. Иллюзий нет. Шансов на сохранение прежней Украины крайне мало. Кризис власти будет только нарастать. Показательно, что силовые структуры - что армия, что полиция - показывают свою неспособность выполнить приказы центра. Приходится использовать «Правый сектор» - который вообще-то частью государства не является. И это очень ярко показывает закат государственности на Украине.

Сепаратистские настроения на Востоке будут теперь расти и без России. После событий в Одессе у многих граждан Востока есть основания беспокоиться за свою жизнь. Есть тут и экономический момент. Индустриальный сектор Украины, расположенный как раз на Востоке, во многом ориентирован именно на российский рынок. Если посмотреть на товарооборот России и Украины, то Украина выглядит как довольно развитая страна. Из России берет сырье, а продает ядерные реакторы, котлы, машины, локомотивы, вагоны. Все это Европе не нужно. А если учесть, что восточные предприятия сильно недоинвестированы и нуждаются в решительной модернизации хотя бы для снижения энергоемкости, то можно сделать очевидный вывод, что экономика Востока обречена на тяжелейшую депрессию. Что будет колоссальным источником для политической нестабильности и все тех же сепаратистских настроений. Центральная власть Украины не имеет внятной экономической модели для востока. Нет ее ни у ЕС, ни у МВФ.

При этом восток Украины уже сегодня больше напоминает несколько феодальных олигархических республик, и далеко не все там выступают под пророссийскими лозунгами. Скажем, губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский - ярый оранжевый. Но борется он не за единую Украину, а за себя. Мы видим частные армии, финансируемые крупными промышленниками, и после выборов 25 мая они никуда не разойдутся.

Политические карты мира давно уже не отражают всех реалий, и Украина тут не одинока. Существует не один десяток стран-невидимок со своими армиями, аппаратами и экономикой. Обычно это наркобизнес (как, скажем, в Бирме на границе с Таиландом или в Перу на границе с Боливией) или другие криминальные виды деятельности. Есть и примеры попыток наладить более разнообразную экономику - скажем, попытки сапатистского движения изменить судьбу жителей беднейшего мексиканского штата Чьяпас. Бывает, что государство не может финансировать ряд своих функций и спихивает их на граждан. Скажем, в Боливии есть города, где вообще нет представителей власти. Для острастки разбойников граждане вешают чучела с надписями вроде: «Я воровал у соседей». А над пойманными ворами и вправду творят самосуд - ведь они и есть государство.

Все эти картинки любопытно наблюдать в Азии или Южной Америке, поражаясь разнообразию социального и политического ландшафта планеты. Но Украина-то под боком. Тут уже не до научного интереса. Страшно смотреть, как твой сосед погружается в средние века. И еще не известно, кого потянет за собой.