От редакции: Только нефть

Андрей Махонин/ Ведомости

Мечта каждого региона России - найти богатую нефтяную компанию и зарегистрировать с нею отношения. По мере оскудения местных бюджетов и ухудшения инвестиционного климата переезд корпораций в регионы начинает восприниматься как главный способ поправить бюджетное положение. Это можно понять. Труднее понять, почему привлечением нефтяных компаний занимается Москва.

Правительство Москвы хочет ввести налоговые льготы для нефтяных компаний, чтобы «закрепить присутствие и дополнительно привлечь в город крупнейших налогоплательщиков» отрасли (см. статью на стр. 10). К соискателям предъявляются особые требования - в частности, экспорт нефти должен давать более 70% выручки (для консолидированных групп налогоплательщиков - более 50%). Город Москва рассчитывает с 2015 г. получать от этой меры дополнительно 2 млрд руб. в год.

Кроме фискальной цели преследуется цель поддержки инвестиционной привлекательности и столичного статуса. Действительно, не только налогом на прибыль делятся нефтяные компании - центральный штат управления обычно получает большие зарплаты, бонусы и дает серьезную прибавку НДФЛ, поддерживает спрос на дорогие товары и услуги. Так что Москва действует грамотно.

Но не хватит ли Москве и того, что есть? В последнее время на высшем уровне всерьез обсуждаются инициативы переноса головных офисов крупных компаний из Москвы в регионы. И спикер Совета Федерации предлагала, и председатель правительства. Программа развития Дальнего Востока предусматривает нечто подобное (список пытаются согласовать). «Газпром-нефть» переехала в Петербург, остальной «Газпром» - в процессе переезда.

Да и закон о консолидированных группах налогоплательщиков принимался в том числе для более справедливого распределения доходов между регионами, в которых работают компании. Из-за этого закона доля нефтегазовых компаний в доходах бюджета Москвы упала с 15% в 2011 г. до 5-6% в 2013 г. И вот теперь Москва хочет закрепить оставшихся и привлечь новых нефтяников, наплевав на политический лозунг момента.

Конечно, от разговоров о переезде всегда попахивало фикцией. Нефтегазовых компаний не хватит на все регионы; никуда они ехать не хотят; на подневольной перерегистрации офисов стратегию развития не построишь.

Разговоры разговорами, а дефицит региональных бюджетов растет. Правительство Москвы активно ищет и другие пути пополнения бюджета - в налогах на имущество, арендной плате и т. п., но они не дадут значимого прироста. Попытка вернуть поступления от нефтеэкспортеров говорит о том, что нефтяная рента чуть ли не единственное, на что можно рассчитывать, а перспективы развития других бизнесов и роста личных доходов даже в столичном мегаполисе с населением в 12 млн человек (оценка Росстата) не просматриваются.

Нынешняя инициатива следует подходу Минфина, который обещал дать регионам больше свободы в управлении расходами и налоговыми льготами. Москва воспользовалась этим, чтобы постараться поделить в свою пользу уменьшающийся нефтяной пирог.