Интерес выражается в рублях

Россияне больше всего ценят интересную работу. Больше комфортных условий, больше стабильности. Но есть в интересной работе самая важная составляющая
А. Таранин

Самыми привлекательными работодателями в России признаны «Газпром» и BMW. И вообще, из наиболее привлекательных работодателей России лишь три бренда оказались российскими. На первом месте в категории «национальный работодатель» кроме «Газпрома» - «Яндекс», респонденты назвали его самым привлекательным среди интернет-компаний, и «Сибур» - в химической промышленности. Самой привлекательной среди всех глобальных компаний, работающих в России, респонденты признали BMW. Abbott первенствует среди работодателей сферы здравоохранения, Ericsson - сферы телекоммуникаций, Deutsche Bank - сферы финансовых услуг, Robert Bosch - техники и оборудования, Henkel - сферы ТНП - непищевые продукты, Nestle - ТНП - пищевые продукты.

Кого спросили. 23

страны - участницы проекта в 2014 г. представляют 75% мировой экономики: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Гонконг, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Россия, Сингапур, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Важнейшими критериями оценки потенциального работодателя для россиян являются привлекательная зарплата, финансовая стабильность и интересная работа, утверждают представители компаний Randstad и «Анкор», по заказу которых в декабре 2013 г. специалисты ICMA Group опросили более 160 000 взрослых граждан 23 стран с крупнейшей экономикой (в России - 8527 человек). Респондентам было предложено на выбор 10 критериев оценки работодателей: привлекательная зарплата, возможность карьерного роста, приятная рабочая атмосфера, гарантия долгосрочной занятости, баланс между работой и личной жизнью, финансовая успешность и стабильность, интересная работа, возможность проходить обучение, сильное руководство, социально ответственная компания.

Любители креатива

Россияне мало чем отличаются от остальных жителей планеты: при выборе работодателя прежде всего уровнем зарплаты интересуются 36% наших соотечественников (чаще называли этот критерий разве что в Венгрии - 41%). Есть и исключения: в Германии и Италии на первом месте - гарантия долгосрочной занятости, в Швейцарии и Нидерландах - приятная рабочая атмосфера, в Швеции - интересная работа. По мнению гендиректора экономико-правовой школы ФБК Сергея Пятенко, на предпочтения влияют экономическая ситуация и особенности менталитета. К примеру, в благополучной Германии большую роль играют основательность и щепетильность, а в нестабильной Италии, где экономика (и рынок труда) переживают не лучшие времена, гарантия долгосрочной занятости объективно необходима. В Швейцарии и Нидерландах, где безработица одна из самых низких в Европе, людям впору подумать о комфорте и приятной рабочей атмосфере.

Судя по результатам исследования, финансовую успешность и стабильность в мире ценят примерно так же сильно, как в России. А вот интересная работа важна далеко не всем. К примеру, в США, Индии, Китае, Аргентине, Германии и Гонконге этим интересуются мало - такой критерий, как «интересная работа», не вошел в топ-5 при оценке работодателя. «Это особенность менталитета, - уверен Пятенко. - В России всегда было много людей, которым работать в свое удовольствие важнее всего. Тогда как американцы, немцы, китайцы и жители Индии получают большее удовольствие не от креатива, а от точности исполнения регламентов, гарантирующих достижение поставленной цели».

Исследователи отмечают, что российских мужчин в большей степени волнует соответствие работодателя таким критериям, как интересная работа и возможности карьерного роста, в то время как женщины ценят приятную рабочую атмосферу, баланс между работой и личной жизнью и удобное месторасположение. Респонденты с высшим образованием стремятся к интересной работе, возможностям карьерного роста и финансовой стабильности, а респонденты со средним или средним специальным образованием ставят в приоритет гарантии долгосрочной занятости, удобное месторасположение и гибкий график работы. Возраст респондентов также влияет на их предпочтения: люди до 40 лет в большей степени нуждаются в возможности проходить обучение, тренинги и стажировки, а также заинтересованы в карьерном развитии на международном уровне, а люди старше 40 лет ценят стабильность работы и работодателя, в том числе финансовую успешность и гарантии долгосрочной занятости.

Прорыва не надо

Исследование Randstad проводится с 2000 г. - Россия в нем принимает участие впервые, впервые в этом году респондентам был задан вопрос, являющийся классическим при анализе корпоративного или товарного бренда: участники опроса оценивали качества, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный бренд работодателя. Результаты опроса в России совпали с общемировыми. Практически во всех странах в топе рейтинга оказались характеристики, выбор которых говорит о нацеленности на поступательное развитие, сотрудничество и длительное партнерство. Характеристики вроде прорыва, экстенсивного роста, возможных выгодных экономических изменений, силы и харизмы во всем мире в конце списка предпочтительных качеств работодателя.

Нефть, авто и интернет

В тройку самых привлекательных секторов для работы в России вошли нефтегазовая сфера - системообразующая отрасль в российской экономике, интернет-сфера - модная инновационная сфера, привлекающая историями успеха, супертемпами развития бизнесов и их доходности, глобальностью, возможностью творить, и автомобильная промышленность - трактовка причин привлекательности этого сектора для работы неоднозначна. С одной стороны, можно говорить о привлекательности отрасли для работы, с другой - в числе привлекательных в этом секторе компаний оказались премиальные автомобильные бренды. Это позволяет посмотреть на результат под несколько другим углом. Возможно, причина привлекательности для респондентов - не столько автобизнес как сектор рынка, сколько желание ассоциировать себя с премиальным брендом и дорогим успешным продуктом.

«Имидж России за рубежом - это имидж экономически активной страны. Одна из наиболее активных отраслей в России - энергетическая, она находится на третьем месте по привлекательности, в то время как во всем мире, напротив, это наименее привлекательный сектор для работы, - комментирует результаты Маргрит Колдайк, вице-президент Randstad Holding. - И это не имеет ничего общего с национальной принадлежностью компании, а скорее с тем, на какие факторы опираются кандидаты при выборе работодателя».

Сравнение в пользу

«Глобальный характер исследования позволяет нам сравнивать особенности нашего рынка и рынков других стран», - говорит Сергей Саликов, гендиректор кадрового холдинга «Анкор». Он отмечает, что в европейских рейтингах Randstad Award после нескольких лет кризиса, во время которых главными критериями выбора работодателя были гарантии долгосрочной занятости, в этом году на первом месте также оказалась оплата труда. «Это свидетельствует о том, что в европейских странах наметился экономический подъем и рынок труда моментально отреагировал на тренд. Компаниям, которые нацелены на привлечение и удержание лучших специалистов, в первую очередь необходимо развивать конкурентную систему компенсаций и льгот, поскольку рынок в России по-прежнему остается кандидатским - не столько компании выбирают кадры, сколько соискатели выбирают работу», - отмечает Саликов.

«Люди прежде всего ориентируются на ценностное предложение компании. В своем исследовании мы сконцентрировались на реальных мнениях кандидатов, которые могут помочь компаниям усилить свою привлекательность на рынке и усовершенствовать ценностное предложение в целях роста и развития бизнеса», - заключает Колдайк.