Аттестат зрелости: Эстафета поколений студентов

Пять лет назад я закончил бизнес-школу INSEAD и через месяц поеду на свой первый официальный alumni reunion. В российском университете это, наверное, называется слетом выпускников, но, к сожалению, мне ни разу не удалось в нем поучаствовать. Хотя мне бы хотелось увидеть всех, с кем я учился в МГУ, не меньше, чем однокурсников по INSEAD.

От МГУ мне приглашений не поступало, а не поехать в INSEAD невозможно. Подготовка к мероприятию началась минимум за год до самого события. Были назначены добровольцы из числа выпускников, которые занимаются организацией встречи вместе со школьной администрацией. За это время я получил несколько десятков писем и приглашений. Каждый день в моей ленте в Facebook появляются фотографии однокурсников, сделанные пять лет назад, с напоминанием о скорой встрече.

Одновременно с виртуальной бомбардировкой выпускников идет сбор благотворительных средств на стипендию имени нашего класса. Образование одного из будущих студентов будет оплачено за счет собранных средств, если каждый второй мой однокурсник выделит 200 евро. Судя по отчетам организаторов, около 25% бывших студентов свой вклад уже внесли. Поскольку одновременно с нами реюнион проходит еще у трех классов - бесплатно, за счет слета выпускников, в школе будет учиться четыре человека.

Встреча будет длиться два дня, и в программе помимо барбекю и бала выпускников многочисленные лекции профессоров, конференция Private Equity инвесторов и приемы, организованные школой. То есть помимо встречи друзей это еще и возможность возобновить и завязать новые деловые знакомства и даже заново почувствовать себя студентом.

О популярности встречи можно судить по местным гостиницам. Номера в Фонтенбло закончились за полгода до слета. А в радиусе 15 км от города - за месяц (и это при том, что бал заканчивается поздно ночью, проходит довольно бурно, а такси найти невозможно).

Европейские бизнес-школы и университеты не могут соревноваться с американскими по привлечению спонсорских денег от выпускников. Самый успешный по этому параметру Стэнфорд привлек в прошлом году под миллиард долларов. В INSEAD средние годовые пожертвования ближе к $10 млн (по количеству студентов Стэнфорд в 20 раз больше).

Я не знаю, сколько выпускников в МГУ (студентов там в 40 раз больше, чем в INSEAD), и догадываюсь, что в среднем они зарабатывают меньше, чем бывшие студенты Стэнфорда. Но если каждый из них переведет 1000 руб. в год, то речь будет идти о миллионах долларов.

Однако для того, чтобы российские выпускники чаще вспоминали свои альма-матер и помогали им деньгами, нашим университетам нужно построить серьезную инфраструктуру поддержания взаимоотношения со студентами. Зачем это нужно университетам - очевидно. Почему большинство даже не пытается всерьез этим заняться - загадка.