Рост поучает, Энди чихает

«Фотобиеннале 2014» продолжается. Три новые выставки - Юрия Роста, Жак-Анри Лартига и полароидных снимков - показывают, как не важно быть серьезным
Жак-Анри Лартиг. Биби, Марсель, 1928 / © Ministere de la Culture-France/AAJHL

Когда смотришь много фотографий, а они лезут в глаза на каждом шагу, начинаешь думать: зачем я это смотрю и почему мне это показывают? Когда музей набит фотографиями снизу доверху, но они прошли отбор временем и кураторами, то становится абсолютно ясно, зачем пришел.

Вот «Групповой портрет на фоне мира» Юрия Роста - известного отечественного фотографа, лауреата Государственной и других многочисленных премий. Мастера исключительной серьезности и большего уважения к человеку. На его выставке 200 портретов людей разных возрастов, рас, национальностей и степени известности и 100 ярких, красочных фотографий прекрасных земных пейзажей.

Люди и природа у Роста величественны, а тексты о них многозначительны. Собственно, знакомые с его творчеством не удивляются, что перед ним фотопамятники, созданные рукой отличника качественной съемки, поучающего зрителей не только фотографиями, но и текстами: «Мир един и невелик... Функция человека на земле - жизнь. Она же является и смыслом».

Сколько уж раз слышали - человек человеку, как птица для полета - и видели в советской фотографии людей со значительными и одухотворенными лицами, а все никак не заживем по-человечески. Скучно Росту, наверное, среди нас, но такая уж у него доля - учить жить.

Но, будем честны, дидактическая фотография, где автор гордится собой, избранным человечеством (ну там академик Сахаров, тракторист с добрыми глазами, неумытый, но гордый тибетский мальчик) и миром, красиво втиснувшимся в его объектив, не так уж и популярна. Зритель ищет чувств, а не наставлений, пусть и красивых.

Публика собирается и застревает у семейных фотографий Жак-Анри Лартига на выставке с несерьезным названием «Биби» - они излучают счастье. На нецветных, маленьких, старых фотографиях, а то и вовсе на допотопных стереофотографиях (на них надо смотреть через бинокль) изображены родители и дедушка с бабушкой Лартига - богатые буржуа. Но в основном с них на нас смотрит молодая и обворожительная Мадлен Мессаже, по которой Лартиг с ума сходил и до, и после женитьбы.

Любовь молодых людей, переживших Первую мировую войну и словно предчувствующих наступление новой, окрашена особой нервностью и нежностью. По крайней мере, так кажется по романам и фильмам, где девушки носят надвинутые на глаза шляпки, а мужчины летают на самолетах-этажерках и садятся за руль открытых автомобилей в очках и кепи.

Лартиг фотографировал, потому что ему хотелось этого, как летать и рисовать, танцевать на вечеринках, загорать на пляже и любить: «Биби красит ногти в розовый цвет, и нас будоражит желание». Фотографией он не зарабатывал, на жизнь ему и без этого хватало. Но талант у него был незаурядный, мало кому удавалось снимать жену, маленького сына и богемных друзей так восторженно, чтобы их счастьем и весельем смотрящие заражались, слегка тревожась, как бы оно не кончилось.

«Полароиды» - неожиданная выставка. Венский музей Westlicht собрал моментальные фотографии, сделанные аппаратом, который был бешено, но недолго популярен среди всех, в том числе знаменитых фотографов и художников. Так что имена авторов выставки восхищают - тут и Роберт Раушенберг, и Хельмут Ньютон, и Роберт Мэпплторп, и другие талантливые и остроумные. Попробовал полароид и Энди Уорхол, снял серию «Энди чихает». Не на судьбы мира, но на серьезность в искусстве.

До 25 мая