От редакции: Время вперед и назад

Сергей Портер/ Ведомости

Чтобы посидеть подольше, надо уйти пораньше. Абсолютно буднично проходят в России досрочные отставки губернаторов, желающих переизбраться на свой пост. Понятие срока полномочий как определенного временного промежутка совершенно не работает в российской политике, у которой свои особые отношения со временем.

На днях президент удовлетворил «отставку для участия в выборах» мурманского губернатора Марины Ковтун (не просидела и половины срока) и главы Калмыкии Алексея Орлова (полномочия истекают в 2015 г.). Чуть ранее добро на досрочное переизбрание получил президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. В прошлом году такими счастливцами были Сергей Собянин в Москве и Юнус-Бек Евкуров в Ингушетии, в позапрошлом - Олег Ковалев в Рязанской области.

А вот пермского губернатора Виктора Басаргина, тоже хотевшего переизбраться досрочно, Путин в апреле попросил «не дергаться» - и правда, Басаргин может подергаться еще пару раз до истечения срока полномочий в 2017 г. Губернаторов-ходоков в Кремль за досрочным переизбранием много, но не всем и не сразу разрешают. «Досрочность» одних компенсируется «пересрочностью» других: губернаторы, чьи полномочия закончились задолго до выборов, назначаются врио и сидят по полгода в ожидании единого дня голосования (в этом году - 14 сентября). А есть еще такие, кого президент досрочно снимает без разрешения участвовать в выборах. В этом году уже намечены досрочные выборы в восьми регионах.

Любопытно, как стремление объединить время (единый день голосования) привело к расщеплению времени (досрочность выборов) и, по сути, обессмыслило само понятие срока. Ведь если срок известен, то политик может планировать свои действия на имеющиеся в его распоряжении годы, а если время истечения полномочий непредсказуемо, это совершенно особым образом влияет на стимулы руководителей. В любом деле, предполагающем результат, есть понятие срока. Срочность предполагает подведение итогов, оценку качества работы. Но в нашей особенной российской вселенной главное не качество работы, а контроль. Важна оценка не со стороны граждан, а со стороны единственного избирателя. Он и назначает сроки, и время у нас приходит не по физическим законам, а по задумке администрации президента.