От редакции: Укрепление зависимости

ИТАР-ТАСС

Поднятый на щит Владимиром Путиным лозунг независимости России - от других центров силы, от международных валют, рейтинговых агентств и платежных систем - сам по себе хорош. Было бы просто замечательно, если бы у нас эффективно и дешево работала своя платежная система (совмещенная с международными - для удобства); чтобы мы сами производили микросхемы для космической промышленности; чтобы бюджет не зависел больше чем наполовину от цен на нефть, а граждане и экономика - от бюджета.

Но как уйти от этих и других зависимостей? Сейчас мы наблюдаем истерически популистскую реакцию на внешнеполитическую обиду и (или) на внутренний экономический кризис. Этот способ реагирования не кажется удачным хотя бы потому, что России теперь нужно сразу все свое и срочно. При том что разговоры о снижении зависимостей ведутся годами. Одно дело годами работать над собственными технологическими решениями и прийти к независимости в результате упорной работы, а другое - закрыться от мира и заставить себя быстро сделать то, что раньше делать было лень. Импортозамещения можно добиться и таким путем, но на низком уровне развития экономики и при серьезном ужесточении политического давления.

Возможен другой путь, и он проиллюстрирован рядом примеров стран, которые, например, победили «голландскую болезнь», общую отсталость экономики, недоинвестирование, бедность и т. д., сохраняя открытый характер экономики и создавая преференции, а не запреты.

В сущности, Россия все последние лет двадцать декларировала как раз такой постепенный путь - через институциональные изменения, структурные реформы, прорывные проекты - через модернизацию страны.

Но победить внешние зависимости так и не удалось - во многом из-за зависимостей внутренних, от которых правящая элита не смогла или не захотела избавиться. Можно назвать некоторые из них.

Это зависимость от центра и от центральной власти, которая проявляется во всем: в движении капитала и бюджетной политике, в принятии решений управленцами, в поведении граждан и политических партий. Сверхцентрализованный характер экономики и политики в такой огромной стране - тормоз развития.

Это зависимость от коррупционных практик. Для России характерна такая организация неформальных институтов, при которой правила создаются и применяются с единственной целью извлечения административной ренты. Для развития нужна конкуренция, гарантии частной собственности, хороший деловой климат, человеческий капитал. Для власти, контролирующей ренту, эти вещи опасны - такая власть не признает конкуренцию, регулирует деловой климат в ручном режиме и экономит на человеческом капитале.

Это зависимость от отрицательного отбора в элите, основанного на лояльности, а не компетентности (сюда можно добавить также слабую сменяемость власти и управляемость выборов). Она снижает возможность появления и реализации модернизационных проектов, как и действенной критики пустых или коррупционных бюджетных трат.