Суть дела: Через шесть лет Кузбасс добавит 36 млн т угля


Угольщикам важно проехать из Кузбасса на Северо-Запад, но есть ограничения. И из Кузбасса на Дальний Восток, причем акцент на Дальний Восток будет смещаться. Я хотел бы - тоже никакого секрета нет, экспертам это известно - осветить несколько событий за последние, скажем, три месяца. Нужно похвалить РЖД: они впервые среди крупнейших естественных монополий провели в рамках поручения (от 7 марта 2014 г.) председателя правительства [Дмитрия Медведева] технологический ценовой аудит. Это была огромная публичная работа. Было три команды аудиторов, очень подробный анализ. Был ряд замечаний, таких... не суперстрашных. Но тем не менее есть два поручения [вице-премьера Аркадия] Дворковича, правительственной комиссии по транспорту и Медведева о том, чтобы доработать инвестпрограмму развития Восточного полигона и представить в правительство обновленный вариант. Кратко суть замечаний, которые были выявлены аудиторами. 55 млн т аудиторы не считают безусловно реальными, а подтверждают только 30 млн т. Аудиторы отмечают также неравномерное развитие магистралей БАМа и Транссиба. Поэтому в поручении развитие БАМа и Транссиба представляется как единый проект. То есть рассматривать пропускную способность нужно не по отдельным участкам, а в целом на магистрали.

SUEK plc

Угольный холдинг. Бенефициары: Андрей Мельниченко (91,2%), Владимир Рашевский (7,8%), Мартин Андерссон (1%). Финансовые показатели (МСФО, 2013 г.): выручка - $5,38 млрд,чистая прибыль - $133 млн. Добыча угля (2013 г.) - 96,5 млн т.

В марте или, может быть, в апреле мы ждем доработанную версию, которая будет отвечать на эти вопросы. Когда мы анализируем пропускные способности, мы смотрим на сечение по Восточному полигону. Выезд из Кузбасса сначала упирается в сечение [в стык дорог] Мариинск - Междуреченск, потом в сечение Тайшет, потом Хани - Петровский завод. Как ехать углю или контейнерам - это дело РЖД, но важно, чтобы проехать можно было сквозным образом. В 2013 г. у нас вообще-то имелся некоторый резерв пропускной способности, но те, кто занимается логистикой, понимают, что если загрузка магистрали близка к 80%, то накапливается очередь и она растет по экспоненте. Кстати, хочу отметить, что в этом году скорость движения грузов как на Северо-Запад, так и на Дальний Восток резко увеличилась. И оборачиваемость наших вагонов на Дальний Восток, на Ванино и на Находку уже четвертый месяц гораздо лучше, чем в аналогичные месяцы прошлого года. Правда, к сожалению, иногда из-за сходов, из-за ремонтных окон очередь все-таки накапливается. И сейчас у нас на Ванино примерно 2600 брошенных вагонов, что, конечно, очень плохо. То есть резерв пропускной способности есть, но какие-то случайные ситуации иногда создают очередь.

Что произойдет в 2020 г.? В своих расчетах взяли не 55 млн т, а 30, как говорят аудиторы. И мы добавили сюда 36 млн т дополнительного угля из Кузбасса, который заявлен, который сейчас вывозится и который уже реально есть. Контейнеры, о которых говорилось, что их нужно с рынка привлекать и за них бороться, - это красивая история. Но уголь уже есть, надо с ним что-то делать, надо его вывозить. Проект развития Восточного полигона, который сейчас утвержден, не учитывал прирост угля из Кузбасса. Причина заложена и в макроэкономическом прогнозе, и в прогнозе стратегии развития угольной отрасли, которая это также не учитывала. И только сейчас новая версия развития угольной отрасли будет отражать поворот грузопотоков с европейской части на Дальний Восток. Так или иначе грузы есть, и нынешний вариант инвестпрограммы не позволит проехать всем заявленным грузам. В частности, если рассматривать этот полигон, то недостаточно инвестиций заложено, естественно, и в выход из Кузбасса, и в Красноярскую дорогу (где Транссиб), и в Восточносибирскую дорогу (где знаменитая Иркутск - Слюдянка). Недостаточно инвестиций будет на восточной части БАМа, в то время как западная часть БАМа до Хани будет развита чуть больше, чем нужно - чем прогнозируется грузов.

Когда мы говорим про 36 млн т дополнительного угля из Кузбасса, не нужно относиться к этому как к чему-то фантастическому и непонятно когда ожидаемому. Прирост мерился к 2012 г., потому что вся программа рассчитывалась к 2012 г., а фактически в 2013 г. прирост на 7 млн т уже случился (из Кузбасса на Дальний Восток). То есть из 36 млн т мы уже прибавили 7 млн в 2013 г. И первые два месяца 2014 г. мы прибавляем 20% к прошлому году. То есть если мы вывезли из Кузбасса на Дальний Восток 35 млн т в 2013 г., то сейчас «едем» со скоростью 41-42 млн. То есть фактически РЖД через «не могу» уже эту ситуацию пытается расшить и ставит рекорды по отправке грузов на Дальний Восток. Поэтому для нас важно, чтобы общее понимание сложилось и на уровне региональных стратегий, и на уровне стратегий отраслевых, и на уровне инвестпрограмм крупнейших естественных монополий, в том числе инвестпрограммы ФСК (Федеральной сетевой компании), которая должна отразить повышенную потребность РЖД во внешнем энергоснабжении. Там тоже будут довольно существенные деньги. Сейчас дискутируется и заявка, и сумма затрат. В общем, очень много ведомств, очень много структур должно синхронизироваться для того, чтобы мы к 2020 г. получили достаточную пропускную способность.