Авиатранспорт: Принцип 4А от Boeing


Когда говорят «корпорация Boeing», возникают ассоциации, что это конструирование, производство, продажа воздушных судов. Остальные аспекты нашей деятельности, о которых я хочу рассказать, не так широко известны, но в последнее время становятся более актуальными. Boeing производит, продает самолеты в различные регионы мира, а ситуация с точки зрения среды, в которой эксплуатируется воздушное судно, в разных регионах разная. В последние 10 лет появился такой тренд, когда технические возможности воздушного судна значительно превышают способности среды. В том числе аэропорты, воздушное пространство являются или могут являться некоторыми ограничителями для реализации технических способностей воздушного судна. Boeing примерно 8-9 лет назад принял решение, в соответствии с которым теперь существует специализированное подразделение, которое занимается анализом структур воздушного пространства, аэропортов, терминальных мощностей, перронов, стоянок, пропускной способности ВПП (взлетно-посадочной полосы) и прилегающего воздуха. Это сегодня уже сложившийся бизнес, мы оказываем услуги в этой сфере по всему миру. Из последних наших примеров самый характерный - Китай. Мы готовили Китай, его воздух и основные аэропорты к летней Олимпиаде-2008. Мы также модернизировали Южную Африку к чемпионату мира по футболу 2010 г. и т. д. Подобного рода ситуация, когда воздух и среда не справляются и не позволяют реализовать возможности самолета, - это своего рода болезнь роста. Она сложилась с некоторых пор в Российской Федерации, где энергично растут авиационные перевозки. И самое горячее в России место с точки зрения воздушного пространства, возможностей аэропорта - это, конечно, Московский авиационный диспетчерский узел.

The Boeing Company

Акционеры (данные Bloomberg): почти все акции в свободном обращении, крупнейшие инвесторы - Capital Group Companies (9,84%), Blackrock (5%). Капитализация - $94,8 млрд. Выручка в 2013 г. - $86,6 млрд, чистая прибыль - $4,6 млрд.

Основную концепцию, используемую Boeing в бизнесе, о котором мы сейчас говорим, мы назвали 4А: авиационная администрация, airspace - воздушная среда, airports - аэропорты и air lines - авиалинии. Если не вникать в детали, по оценкам специалистов Boeing, система 4А в России очень серьезно разбалансированна. Пошел рост, за ростом должны все эти четыре составляющие адекватно и динамично успевать.

Что мы видим? Впереди всех сегодня авиакомпании. Так сложилось - у них самый современный парк, причем один из самых молодых в мире. На 2-м месте, с нашей точки зрения, аэропорты. Мы это видим по развивающимся трем московским аэропортам. А совершенно разбалансированны в другую сторону две вещи: авиационное регулирование и воздушное пространство. Это два бутылочных горла, которые не позволяют всю систему привести в баланс и находиться на самом высоком уровне эффективности. Авиационное регулирование и воздушное пространство - на 100% в ведении государства.

В течение прошлого года мы реализовали в Российской Федерации три проекта: по запросу аэропорта «Внуково» выполнили у них проект оценки пропускной способности будущего модернизированного аэропорта. Второй - к нам обратилось ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» вместе с Минтрансом и Росавиацией, перед тем как внедрять новую структуру воздушного пространства московской зоны ЕС ОрВД, провести независимый аудит и ответить на целый ряд вопросов. И по заказу правительства РФ оценивали аэропорт Сочи на предмет его готовности к высокому уровню перевозок во время Олимпиады.