Проверены временем

В очередных рэнкингах FT программ Executive Education лидеры остались прежними, но среди провайдеров открытых программ заметны перемены
IMD

Рэнкинг программ корпоративного обучения (Executive Education) Financial Times составляют в 17-й раз. В 2014 г. в нем приняли участие 70 открытых и 80 корпоративных программ лучших бизнес-школ мира. Смены лидеров не произошло: третий год подряд 1-е место в категории открытых программ заняла швейцарская IMD, а в категории корпоративных программ американская Duke Corporate Education стала первой 12-й раз подряд.

Программы корпоративного обучения есть у большинства крупных бизнес-школ. Как правило, это краткосрочные программы, по окончании которых слушатели не получают степени бакалавра или магистра. Такие программы принято делить на две категории: открытые (в них может принять любой желающий) и заказные (специально готовятся для конкретного работодателя). Рэнкинг составляется с учетом состава участников и преподавателей, мнений слушателей, а также международной активности школы.

В верхней части обеих таблиц сюрпризов не очень много.

В категории корпоративных программ 2-е место уже седьмой год занимает HEC Paris. Третьей стала IESE третий год подряд. Впрочем, в 2014 г. сразу в четырех категориях клиенты отдали первенство французской школе. Ее отметили за дизайн программ, возможность приобрести новые навыки, достижение целей, поставленных учащимися, и соотношение эффекта от обучения и его цены (value for money).

Рэнкинг открытых программ третий год подряд возглавляет швейцарская IMD. Она заняла 1-е место и в трех корпоративных категориях, и в пяти из шести категорий, оцениваемых клиентами.

60% программ, участвующих в рэнкинге, сообщили FT, что за прошедший год им удалось улучшить финансовые показатели: в частности, нарастить выручку. 41% клиентов планирует наращивать затраты на программы обучения для руководителей (Executive Education). Годом ранее таких было на 4 п. п. меньше. Впрочем, значительных рыночных изменений участникам рэнкинга это не сулит. Подавляющее большинство (90%) корпоративных клиентов собираются продолжить заказывать услуги у тех же провайдеров, которыми они пользуются и сейчас. При этом в 95% случаев клиенты обращаются и за новыми программами обучения к проверенным временем бизнес-школам.

Впрочем, спокойствие может оказаться призрачным. За прошедшее десятилетие бизнес-школы научились работать консервативно, но сейчас наступили совсем другие времена. За минувший год выручка бизнес-школы Said Оксфордского университета от заказных программ выросла с $9 млн до $15 млн. Рост был настолько мощным, что школе приходилось отказываться от заказов «направо и налево», говорил Эндрю Уайт, декан программ Executive Education. Как и в других сегментах мировой экономики, рост во многом происходит за счет развивающихся рынков. Если в 11 крупнейших бизнес-школах США суммарная выручка за два года выросла всего на 5%, а в среднем по Западной Европе - на 3,2%, то, например, в Латинской Америке 10 участников рэнкинга FT выросли на 13% в 2012 г., а затем еще на 17% в 2013 г. Львиную долю прироста получили локальные провайдеры: цены на образовательные услуги в латиноамериканских странах пока ниже, чем в США и Западной Европе, а значит, иностранным провайдерам по-прежнему непросто конкурировать в этих странах, отмечает FT.

Программы оценивались по 15 критериям, из них 10 оценивали клиенты программ, а оставшиеся пять (например, доля международных клиентов и участников программ, партнерские связи с другими школами и профессорско-преподавательский состав) предоставляли сами бизнес-школы.

Российские сотрудники и клиенты Стокгольмской школы экономики (37-я среди открытых и 30-я среди заказных программ) принимали участие в анкетировании FT, рассказала Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций. Корпоративные программы школы ориентированы на крупных клиентов (Сбербанк, РЖД, «Газпромнефть», «Новартис» и др.), подчеркнула она, а цена обучения на них выше среднероссийской, поэтому за прошедший год выручка выросла на 25%, подчеркнула Измайлова.