Игроки: Говорить обязаны


Дарья Лисиченко. Образование

В 1997 г. окончила МГИМО (университет) МИД России по специальности «юрист-международник». В 2004 г. прошла обучение в European Retail Property School, Management (управление торговой недвижимостью).

Профессиональный опыт

С 2009 г. по настоящее время - президент межрегионального общественного фонда помощи родственникам больных с инсультом ОРБИ. С 2012 г. - член совета директоров World Stroke Organization. С 2011 г. по настоящее время - председатель совета директоров компании «Здоровье от природы» (напитки Fitoguru). С 2008 г. по настоящее время - идейный вдохновитель и руководитель рынка фермерских продуктов «Экомаркет». C 2012 г. по настоящее время - управляющий партнер компании Legend Jurmala.

Самостоятельность, по моему убеждению, - это способность решать, на что ты тратишь свои деньги, время и усилия. И сколько себя помню, я всегда была страшно самостоятельной. Вопрос о том, почему люди начинают заниматься благотворительностью, я уверена, в первую очередь вопрос личного выбора. Есть масса людей богатых, которые не занимаются благотворительностью и как-то не чувствуют себя от этого плохо. А про меня нельзя сказать, что я пришла в благотворительность: благотворительность нашла меня сама. Иногда я это даже воспринимаю как свой недостаток: не могу сказать «нет», когда вижу проблему, которую могу решить. Я всегда помогала тем или иным людям, больницам и проч. А пять лет назад сделала выбор в результате семейной истории. Мой отчим перенес инсульт, семь лет после него он восстанавливался, пытался вернуться к норме. Моя мама и я пытались помочь. Тогда я поняла, что такое проблема инсульта.

Проблема гигантская. Минимум 500 000 человек в год в нашей стране переносят инсульт. Во-вторых, я поняла, что существует проблема информированности. Очень мало людей знают, почему нужно помогать не только больным с инсультом, но и их родным. Инсульт воспринимают как грипп: ну заболел человек, ну лежит, ну лечится. Для меня фактором принятия решения стала смерть моих близких: отчим и мама после этой изнурительной борьбы довольно быстро ушли из жизни, и у меня была первая реакция, что надо эмоцию направить в мирное русло, иначе я съем себя сама.

Возник вопрос: вот я, самостоятельная, состоятельная - как наиболее эффективно я могу приложить себя к этой проблеме? И я нашла ответ: нужно организовать фонд, потому что большие системные проблемы общества, как проблемы семей, где есть больной с инсультом, невозможно решить адресной помощью. Для этого мы разработали программу «Школа для родственников», где учим близких правильно кормить больных с инсультом, правильно ухаживать, правильно обустроить квартиру. Мало кто задумывается, что наличие такого больного может смести всю семью, как фигуры с шахматной доски. Как начать снова с этим жить? Где взять ресурсы, как выстроить будущее? Мы помогаем людям эту проблему решить.

Основной запрос у нас - где получить грамотную реабилитацию. Мы стараемся людей учить. Исследуя международный опыт, я поняла, что по информированию должна вестись колоссальная работа. Поэтому мы проводим акции, по всему городу развешиваем социальную рекламу. Уже в процессе работы стало ясно, что адресная помощь тоже имеет право на существование. Работа с инсультом - не разовая вещь, она предполагает кропотливую деятельность в течение полугода. Но даже если мы обучим семью, эта помощь не будет такой профессиональной, как в реабилитационном центре. А квот на всех не хватает, по квоте можно пройти реабилитацию только один раз. Этого недостаточно. Я за системный подход, но невозможно отказать человеку, когда ты можешь и ты способен, это же некая преступная вещь - сказать «нет», если способен помочь.

Есть еще такой интересный момент. Дело в том, что люди с инсультом в иерархии тех, на кого можно собрать благотворительные деньги, - самые последние, идут даже после животных. Про них принято думать, что это старые больные люди, часто алкоголики и вообще сами виноваты. И вот эта самая адресная помощь здесь помогает. Гораздо проще через историю одного человека донести суть проблемы, это гораздо больше привлекает внимание.

И вот еще мой личный урок, если говорить о том, что самостоятельно должен и способен делать человек в благотворительности. Первое - человек должен задать себе вопрос, как максимально себя использовать. И второе - работа человека не должна быть тайной. Очень часто я слышу, что надо помогать тихо и не кричать об этом на всех углах. Чисто русская история. Я считаю: если человек известен, если он чего-то добился, то обязан об этом говорить, потому что это привлекает внимание к проблеме и облегчает помощь людям.