Покупателям автомобилей отказало терпение

В России продается все меньше автомобилей, заказанных заранее. Покупатели опасаются, что рубль продолжит дешеветь, и предпочитают брать машины, имеющиеся в наличии
«Авилон» - лишь один из автодилеров, свидетельствующий об уменьшении числа предзаказов/ А. Махонин/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе - апреле 2014 г. упали на 4% (или на 32 567 шт.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в опубликованной вчера статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В апреле продажи просели еще больше - на 8% (или на 18 739 автомобилей). Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, влияет на спрос, который изначально был неустойчив, приводятся в сообщении ассоциации слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера (также он возглавляет представительство Mazda Motor Russia). В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики, сомневается он.

Всего за первые четыре месяца в России продано, по данным АЕБ, 829 046 автомобилей (помесячную динамику продаж автомобилей в России за последние пять лет см. на графике).

Автодилеры отмечают в поведении клиентов новую тенденцию: все меньше посетителей покупают автомобили по предварительному заказу, предпочитая выбирать из того, что есть в наличии у автосалонов. Возможностью заказать автомобиль требуемой комплектации, который будет доставлен через несколько недель или месяцев, люди пользуются все реже и реже, свидетельствует директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков. «В конце 2013 - начале 2014 г. около половины всех автомобилей продавалось по предзаказу, и это обычный уровень, а сейчас их доля не превышает 20%», - говорит он. Покупок автомобилей, имеющихся в наличии, стало больше, подтверждает представитель «Мерседес-Бенц рус» (официальный дистрибутор Daimler) Андрей Родионов. Это произошло несмотря на то, сказал он, что в этом году компания впервые зафиксировала цены в рублях для покупок по предзаказу, чтобы стимулировать спрос.

Об этой же тенденции говорит директор по продажам сети салонов «Автоспеццентр Ниссан Химки» Денис Давыдов. «Глубина продаж» снижается, люди не желают ждать автомобиль. Заметно и снижение спроса в целом - все, кто хотел купить автомобиль, сделали это в I квартале, который был очень активным по продажам, напоминает он.

Тенденция к покупке автомобилей из тех, что имеются в наличии, проявилась, по наблюдениям Шрайбера из Mazda Motor, еще в прошлом году. «При падении рубля клиенты чаще принимают спонтанные решения», - говорит он. Как изменилось соотношение покупок по предзаказу и стоковых машин, Шрайбер не уточнил.

Сейчас рынок не на подъеме, предложение в массовом сегменте большое и, как правило, все есть в наличии, покупателю есть из чего выбирать, объясняет представитель петербургского дилера «Автопродикс» Игорь Дулин. Переориентация спроса связана с переизбытком автомобилей, соглашается директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. А когда машин много, то, принимая решение о покупке, клиент учитывает наличие бонусов и скидок на модели прошлых лет, которые в премиум-сегменте могут достигать 10%.

Основную финансовую нагрузку в связи с этим несут импортеры, вынужденные держать большее количество автомобилей на складах и, следовательно, замораживать оборотные средства. Дилер же ничего не теряет: он выкупает машину, только когда на нее есть реальный покупатель, объясняет Дацкив.

Впрочем, старший менеджер PwC Сергей Литвиненко считает, что менять политику придется и дилерам: они будут вынуждены увеличивать оборотные средства, а также нести дополнительные расходы (проценты), связанные с хранением автомобилей.

Как будет развиваться российский автомобильный рынок дальше? Гипотеза о снижении доли автомашин, купленных по предзаказу, вряд ли сильно повлияет на динамику продаж у дилеров, рассуждает Литвиненко. А вот выросшие цены на автомобили и смещение спроса на начало года негативно скажутся на продажах в апреле - июне, не сомневается он. В I квартале покупатели автомобилей тратили наличные средства, говорит Литвиненко, в последующем же на динамике продаж будет сказываться прекращение государственной программы льготного автокредитования (когда государство субсидирует часть расходов покупателя на выплату процентов по автокредиту). Немного остановить падение могут обновления модельного ряда, запланированные рядом автопроизводителей, считает гендиректор дилерской группы «Рольф» Татьяна Луковецкая. Возобновление программы льготного кредитования она называет необходимой для поддержки отечественного авторынка мерой.

II квартал будет прогнозируемо менее удачным с точки зрения продажи автомобилей, чем первый: в мае проявляются те же тенденции, что и в апреле, говорит Давыдов из «Автоспеццентр Ниссан Химки». Шрайбер из Mazda Motor тоже ожидает в мае дальнейшего снижения продаж. Они окажутся на 8% ниже, чем год назад, прогнозирует он. Уже можно сказать, что апрель - май будут одними из самых сложных месяцев в этом году, сетует Горшков из «Авилона». Несмотря на сложный рынок, дилеры не дают клиентам традиционные скидки, так что автомобили ощутимо дорожают (особенно с учетом повышения цен), констатирует он. Правда, у некоторых дилеров еще остались автомобили по старым ценам, и они пользуются большой популярностью на фоне подорожавших машин из новых партий.

Дилеры давно меняют политику, стараясь снизить зависимость от продаж новых авто: они продают подержанные автомобили, запчасти, занимаются постпродажным обслуживанием, говорит управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев. Долю этого бизнеса в выручке дилеров он оценивает в 20-30%. Львиная доля выручки все равно приходится на новые продажи - для продавцов это возможность расти, привлекая новых клиентов, объясняет он.