Спасение от указов

Регионы финансируют президентские указы, залезая в долги, теперь президент поручил помочь им: федеральный бюджет снизит стоимость кредитов
Денис Абрамов/ Ведомости

До 1 августа правительство должно представить предложения, как снизить долговую нагрузку на регионы, резко выросшую за последние годы. Это поручение президента Владимира Путина (опубликовано на сайте Кремля).

Многие регионы финансировали расходы за счет дорогих банковских кредитов. Правительство должно придумать, как заместить эти кредиты бюджетным финансированием и снизить по таким кредитам ставку. Один из способов - предоставление госгарантий, говорится в поручениях. Бюджетные кредиты, полученные до 2014 г., могут быть продлены. Многие регионы финансируют за счет займов расходы неинвестиционного характера; правительство должно ограничить эту практику, следует из поручений.

В некоторых регионах долг растет намного быстрее ВРП, делала вывод Счетная палата. Главный риск - значительная часть долга проедается, согласен аналитик S&P Карен Вартапетов. Регионы привлекают деньги на исполнение инаугурационных указов президента: в 2014 г. их финансирование потребует увеличить расходы регионов на 7%, в 2015 г. - на 10%. По данным S&P, часто долг растет в регионах, где бюджет исполняется с дефицитом, они же, по данным Минтруда, опережающими темпами исполняют указ президента о повышении зарплат бюджетников. Отчасти рост долга связан с исполнением майских указов, но также и с тем, что поступления в бюджет оказались гораздо ниже прогноза, пояснила «Ведомостям» председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

В 2013 г. доля банковских кредитов в долге регионов выросла с 32,6 до 39,8% (по оценкам S&P, до 42,3%. - «Ведомости»), она превышает долю бюджетных кредитов (27,1%), приводит данные Голикова. Активно займы привлекались в IV квартале, когда стал ясен масштаб недостающих доходов, в результате в 2013 г. на 22,2% выросли и расходы на обслуживание долга - это очень сильный рост, подчеркивает Голикова. По оценкам S&P, в 2014 г. регионы должны погасить более 430 млрд руб. коммерческого долга, а к концу 2016 г. почти каждый шестой рубль доходов придется тратить на его обслуживание.

Разница между стоимостью рыночного и бюджетного долга огромна, указывает Вартапетов: «Ставки по бюджетным кредитам фиксированные - 1/3 от ставки рефинансирования, т. е. сейчас лишь 2,75%». Ставки по крупным банковским кредитам для регионов колеблются, рассказывает Голикова: по состоянию на декабрь 2013 г. краткосрочные кредиты до года - 7,3-10,8%, до 5 лет - 7,7-11,3%, долгосрочные (выдано всего 12,5 млрд руб.) - 8,5-9,15%. Низкие ставки доступны только для сильных регионов, указывает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

Чтобы был реальный эффект для регионов, в которых ситуация с исполнением бюджета критическая (и пролонгация кредита не даст нужного эффекта), можно подумать о снижении ставки, считает Голикова, - до символических 0,01% - или о трансформации кредита в безвозмездную финансовую помощь.

Скорее всего замещающие кредиты будут выдаваться регионам, которым предстоят самые большие погашения в этом году, среди них Астраханская, Рязанская, Вологодская области, указывает Вартапетов. Регионы должны привлекать средства либо в виде бюджетных кредитов и трансфертов, либо на открытом рынке, а прямое кредитование - краткосрочная мера, считает госбанкир. Но для сильных регионов снижение ставок не будет играть серьезной роли, а слабым это не поможет, рассуждает он.