UC Rusal не выходит из минуса

Гигантский долг по-прежнему мешает UC Rusal выбраться из убытков, хотя компания изо всех сил старается сократить издержки и сохранить статус лидера
Максим Стулов/ Ведомости

Но с начала года общий долг UС Rusal почти не изменился, составил $10,89 млрд. Чистый - снизился на 2,3% до $10,3 млрд, его отношение к EBITDA за предыдущие четыре квартала - 17,9. Причем теперь большая часть долга конвертирована в краткосрочную задолженность (см. график). Причина - нарушение ковенантов по предэкспортному синдицированному кредиту в $4,75 млрд, объясняется в отчете компании. Именно поэтому долгосрочный долг в $8,7 млрд был переклассифицирован. В случае если компании не удастся рефинансировать задолженность по синдицированному кредиту на $4,75 млрд, произойдет кросс-дефолт по остальным кредитам Сбербанка на $4,9 млрд и Газпромбанка на $600 млн. Сейчас действует период forbearance: банки-кредиторы до 7 июля отказались от своих прав требования к UС Rusal, обещали не предпринимать попыток обанкротить UC Rusal или ее дочерние компании. Представитель UC Rusal поясняет, что, «несмотря на то что компания получила отсрочку у кредиторов, это не влияет на обязательство исполнять требования отчетности МСФО».

Несмотря на тяжелую ситуацию в алюминиевой отрасли, у UC Rusal был шанс вернуться в прибыль. По итогам I квартала компания получила $325 млн убытка, следует из ее отчетности по МСФО. Подвели финансовые расходы - $422 млн. Без них у UC Rusal был шанс получить $97 млн прибыли. Выручка компании сократилась на 20,8% до $2,1 млрд, а EBITDA выросла на 29,7% до $173 млн.

Финансовые расходы UC Rusal включают в себя расходы на проценты по кредитам, подлежащим к уплате в течение пяти лет, облигациям и банковским комиссиям ($194 млн), переоценку финансовых деривативов ($133 млн) и убыток от курсовой разницы ($91 млн). Если бы не огромный долг, компания легче переживала бы период неблагоприятной конъюнктуры на рынке алюминия, считает аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. Компания старательно и планомерно сокращает издержки: себестоимость производства 1 т алюминия UC Rusal в сравнении с IV кварталом сократилась на 6,6% до $1741, а в сравнении с I кварталом прошлого года - на 11,7%. Это самая низкая себестоимость за последние два года. Впрочем, до $1500 за 1 т, которых компании удалось добиться в 2009 г., еще далеко.

Синдицированный кредит на $4,5 млрд UC Rusal привлекла в 2008 г., чтобы оплатить покупку блокпакета «Норникеля» у «Онэксима» Михаила Прохорова. Впоследствии алюминиевая компания не раз рефинансировала его. Шанс расквитаться со всеми долгами разом у UC Rusal был. В 2011 г. компания четыре раза получала предложение продать акции «Норникеля» - купить их хотели основной акционер Владимир Потанин и сам «Норникель». Наиболее выгодным было предложение о продаже 20% за $12,8 млрд. Несмотря на согласие миноритарных акционеров UC Rusal (Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, а также «Онэксима»), En+ Олега Дерипаски и Glencore отказались от продажи.

Без долга это была бы совсем другая компания - особенно в сравнении с мировыми производителями алюминия, сожалеет управляющий инвесткомпанией, которая вышла из UC Rusal в 2012 г. В I квартале рентабельность по EBITDA американской Alcoa была 22,2%. У UС Rusal рентабельность по этому показателю - 8,1%, хотя три года назад ей не было равных по эффективности. Рентабельность норвежской Norsk Hydro - 4,2%. Правда, у мирового лидера по производству алюминия китайской Chalco в I квартале операционная прибыль была вовсе отрицательной.

В 2014 г. UC Rusal прогнозирует рост спроса на алюминий. По прогнозу компании, мировое потребление алюминия увеличится на 6% в сравнении с 2013 г. Основной рост, как и прежде, придется на Китай и другие азиатские страны. При этом в Китае растет собственное производство алюминия (в I квартале - на 12,8% до 6,9 млн т, по данным UC Rusal), а на биржах увеличиваются запасы, что, правда, подстегивает рост премий за поставку, которые бьют один исторический рекорд за другим.