От редакции: Ученые мигранты

Fotolia/ PhotoXPress

Американское высшее образование становится все более привлекательным для иностранцев, его ежегодно получают сотни тысяч студентов и докторантов из 164 стран мира. В 2010 г. иностранцы составляли 58% обучавшихся в университетах США по программе PhD. По сравнению с 1970 г. их доля выросла в 2,5 раза. Первое место по числу обучающихся традиционно занимает Китай, за ним следуют Индия и Южная Корея. Докторскую степень в США в 2012 г., по данным Национального научного фонда (NSF), намеревались получить 4200 китайцев, более 2200 индусов и почти 1500 корейцев. Россия в 2012 г. заняла 16-е место (125 человек), уступая Колумбии и ненамного опережая Египет, Иорданию и Шри-Ланку.

Не менее важны планы будущих ученых, получивших образование в США. Тимур Натхов из Высшей школы экономики в статье «Миграция молодых ученых» проанализировал данные статистики по 67 странам. Больше всего возвращаются в Таиланд, меньше всего - в Китай. На родину в 1992-2010 гг. вернулось 75% докторантов из Таиланда, 60% бразильцев и 52% чилийцев. За тот же период домой вернулось лишь 4,4% докторантов из Китая, 5,8% из Индии, замкнула тройку стран с наибольшей долей невозвращенцев Россия (6,2%). Любопытна и статистика последних лет: остаться на постоянное жительство в США в 2011-2012 гг. намеревалось лишь 25% уроженцев Таиланда, 40,6% чилийцев и 42% сингапурцев. Китайцы предпочитают оставаться в США, хотя на родине их часто ожидают престижные должности в госаппарате и крупных компаниях. В последние годы остаться на постоянное жительство в США хотело более 80% китайцев, индусов и украинцев, около 90% уроженцев Ирана, Бангладеш и Румынии. Из 245 россиян, получивших докторские степени в американских университетах в 2011-2012 гг., остаться в США планировали 70%. Немало из намеревавшихся покинуть США также не связывали свою карьеру с Россией и собирались переехать в Европу, Канаду и другие страны.

Молодые ученые часто не возвращаются из-за невозможности применить свои знания на родине. Даже быстрое экономическое развитие и рост расходов на науку и образование, как показывает пример Китая, Индии и Южной Кореи, не являются гарантией возвращения. С чуть большей охотой молодые ученые возвращаются в страны, где индексы качества госуправления Всемирного банка растут на протяжении нескольких лет.