Займы под 300%

Жители Краснодарского края и Ростовской области к концу 2013 г. имели 2,2-2,3 млрд руб. микрозаймов, женщины занимают почти в полтора раза чаще мужчин, а 85% заемщиков не имеют высшего образования, посчитал «Мигкредит»
Микрозаймы набирают популярность/ А. Астахова/ Ведомости

Кредитный портфель микрофинансовых организаций (МФО) в Южном федеральном округе в 2013 г. вырос на 44% и достиг примерно 3,5 млрд руб. (без учета потребительских кооперативов и ломбардов), сообщили в пресс-службе «Мигкредита». В подсчетах компания использовала собственные данные, информацию ЦБ, ФСФР, коллекторских агентств и рейтингового агентства (РА) «Эксперт», уточняет ее пресс-секретарь Дмитрий Горох.

Российский рынок микрозаймов (кредитный портфель) в прошлом году, по данным РА «Эксперт», вырос на 40% до 39 млрд руб. По нашей оценке, российский рынок МФО в прошлом году вырос на 77% до 85 млрд руб. (с учетом ломбардов и кооперативов), а потенциальная емкость рынка составляет 350 млрд руб., 2% населения могут быть клиентами МФО, передал через пресс-службу исполнительный директор ООО «Домашние деньги» (крупнейшая российская МФО) Андрей Бахвалов.

В ЮФО работает не менее 400 МФО, но 39% рынка занимают 20 крупнейших российских игроков, подсчитал «Мигкредит». Из кредитного портфеля МФО в округе примерно 2,2-2,3 млрд руб. пришлись на Краснодарский край и Ростовскую область, уточняет Горох. «Мигкредит», по данным РА «Эксперт», занимает второе место в России по размеру кредитного портфеля, в ЮФО у компании, по собственным данным, на конец 2013 г. было 34 точки выдачи микрозаймов, ее кредитный портфель в округе достиг 140 млн руб.

По оценке «Мигкредита», в ЮФО 63% заемщиков - женщины, 65% заемщиков - от 31 до 50 лет, молодежь (23-30 лет) образует 13% клиентуры, средний размер займа у «Мигкредита» был 26 290 руб. В прошлом году в ЮФО на 4 п. п. до 15% увеличилось количество заемщиков с высшим образованием; на 5 п. п. до 22% выросла доля заемщиков - офисных работников, в основном за счет пенсионеров и бюджетников, оценивает «Мигкредит». «Изменение портрета клиента свидетельствует о том, что в обществе постепенно развенчиваются отрицательные стереотипы, связанные с микрофинансами», - цитирует пресс-служба гендиректора «Мигкредита» Лору Файнзильберг.

«Розничные банки работают с МФО в разных сегментах, у нас нет скрытых комиссий, сумасшедших процентов, мы хотим работать с умным клиентом. Клиенты МФО своих затрат на заем не считают», - говорит директор макрорегиона «Юг» «Лето банка» Николай Мироненко. «Средние сроки кредитов МФО - один месяц, у нас 6-12 месяцев в POS-кредитовании, 1-2 года в кредитах наличными, еще пару лет назад у МФО были ставки под 800% годовых», - добавляет Мироненко.

«Указание процентных ставок в годах не совсем корректно ввиду малых сроков кредитования. В сегменте «займы до зарплаты» (до 15 000 руб. на 10-14 дней), усредненная ставка по рынку составляет 2,5-3% в день, по беззалоговым потребительским микрозаймам - 0,8-1% в день, в микрофинансировании малого и среднего бизнеса - 25-45% годовых», - говорит Горох.

«Финансовая грамотность нужна не только для подсчета процентов, но и для рационального расходования займов. Например, жилье в небольших городах неликвидно и не может быть залогом для банка, остаются МФО. Одно дело, потратить кредит на сборы ребенка в школу, на покупку угля весной, когда он дешевле, на запуск личного подсобного хозяйства, на образование. Но намного больше половины займов идут на показное потребление - гаджеты, гулянки», - говорит член совета по предпринимательству при правительстве Ростовской области Леонид Шафиров.

«Во многом активный темп роста рынка МФО связан со снижением активности банков в розничном сегменте, а в малых городах проникновение банковских услуг остается по-прежнему на низком уровне», - передал Бахвалов. «В 2014 г. рынок, по нашим прогнозам, вырастет на 40%», - добавил он. «Наш прогноз - рост рынка на 33-35%», - говорит Горох.