Камаль бен Ахмед: «Будут меняться потоки инвестиций, выстраиваться новые конфигурации», - Камаль бен Ахмед, министр транспорта Бахрейна

О том, почему Россия входит в число стран, с которыми Бахрейн хочет наладить более тесные связи, рассказывает министр Камаль бен Ахмед, возглавляющий Совет экономического развития Бахрейна
Е. Разумный/ Для Ведомостей

1994

стал проектным инженером в Gulf Petrochemical Industries Company

2004

операционный директор в Совете по экономическому развитию Бахрейна

2011

вошел в правительство - занял пост министра по делам правительственных комитетов Бахрейна

2012

министр транспорта. В том же году назначен и. о. руководителя Совета экономического развития Бахрейна

Королевство Бахрейн

Занимает 33 острова в северо-западной части Персидского залива. Территория - 770 кв. км. Население (2012 г.) - 1,3 млн человек. ВВП (2013 г., в текущих ценах) - $32,3 млрд, рост - 6,9%. Инфляция (март 2014 г., в годовом исчислении) - 2,3%.

Бахрейн - маленькая и самая экономически либеральная страна в Персидском заливе - предлагает России большие возможности. Это окно для выхода бизнеса в регион, в первую очередь для работы с одним из крупнейших мировых нефтеэкспортеров - Саудовской Аравией. Благодаря активным экономическим реформам в последние 10 лет Королевству удалось максимально либерализовать бизнес-климат, это подстегнуло экономический рост и диверсификацию экономики. В 2013 г. темпы роста составили около 5%, вклад ненефтяного сектора - около 3%. В отличие от других стран Персидского залива Бахрейн экспортирует продукцию нефтепереработки, а не сырую нефть: более 80% сырья для переработки экспортируется из Саудовской Аравии, экспортируется 95% продукции НПЗ. Ключевой отраслью промышленности является производство алюминия, основной производитель - госкомпания Aluminum Bahrain, 50% продукции которой идет на экспорт.

Значительная часть доходов от экспорта идет в Mumtalakat Holding Company - суверенный фонд Бахрейна, учрежденный королевским указом в 2006 г. для инвестиций в ненефтяную промышленность. Фонд владеет долями в 35 коммерческих предприятиях в таких отраслях, как производство алюминия, финансовые услуги, телекоммуникации, недвижимость, туризм, транспорт, пищевая промышленность. Активы фонда - $7,1 млрд.

Россия и Бахрейн предпринимали попытки наладить экономические связи, но пока ни одного проекта страны на территории друг друга не реализовали. Но все впереди, верит министр транспорта, и. о. руководителя Совета экономического развития Бахрейна Камаль бен Ахмед. По его словам, у стран много общего - сходные цели экономического развития: рост доходов граждан и диверсификация экономики. Бахрейн также гордится статусом регионального финансового хаба и это еще один аргумент в пользу активизации сотрудничества с Россией, говорит бен Ахмед.

- Каково сейчас состояние экономики Бахрейна? Благодаря высоким ценам на нефть экспортеры углеводородов хорошо росли.

- Нефтеэкспорт удвоился за последние 10 лет, доходы домохозяйств выросли почти на 30%. У нас низкий уровень безработицы - менее 4%, это хороший показатель. Удалось многого достигнуть. Мы не останавливаемся, мы постоянно работаем над улучшением бизнес-климата, инфраструктуры - дорог, всей системы транспорта. Надо постоянно обновлять технологии, использовать последние разработки. Уровень инфраструктуры - критический фактор для развития экономики, здесь нужно постоянно заниматься улучшением, совершенствованием, модернизацией.

- У вас благоприятный для иностранцев бизнес-климат?

- Бахрейн, конечно, маленькая страна по сравнению с Россией, здесь легко работать, легко открыть бизнес. С Россией у Бахрейна много общего: это энергетические экономики, обеим странам нужна диверсификация.

- Что привело вас в Москву? Что общего между транспортной отраслью Бахрейна и России?

- У меня два мандата: я не только министр транспорта - я также возглавляю Совет экономического сотрудничества Бахрейна, главная задача которого - создание благоприятного климата для привлечения прямых инвестиций в Королевство, чтобы сделать рост экономики устойчивым и увеличить процветание граждан, создать больше рабочих мест. Часть нашей работы - ездить по зарубежным рынкам и привлекать инвестиции.

- Чем вас привлекает российский рынок? Хорошая прибыль?

- Если говорить про инвестиции Суверенного фонда, мы смотрим на эффективность инвестиций, на отдачу, которую можем получить в средне- и долгосрочной перспективе.

- Есть какие-то ориентиры, сколько вы можете вложить из Суверенного фонда в российские проекты?

- Никаких целевых параметров нет. Мы будем смотреть на привлекательность и рентабельность конкретных проектов, возможности есть, надо изучать, выбирать. Главное - начать сотрудничество, это интересный рынок.

- Санкции ЕС и США по отношению к России вас не пугают?

- Мы знаем, что происходит, но это другой вопрос. Это вопрос политики. Мы здесь, и мы настроены развивать сотрудничество.

- Из-за политических сложностей Россия не может больше полагаться на европейский рынок, нужна диверсификация. Некоторые эксперты считают, что сейчас сближение с Востоком и Азией у Москвы пойдет успешнее.

- Сейчас очень сложная и напряженная обстановка. Мы надеемся, что конфликт на Украине будет разрешен дипломатическим и мирным способом. Конечно, всегда нужна диверсификация рынков, это сделает экономику более сбалансированной. Поскольку наша задача - развивать конкурентные преимущества и взаимодействие с другими странами, мы ездим и в США, и в Европу, и в другие части света. Мы смотрим на экономическую логику.

- Есть у Бахрейна приоритеты в отношении стран, с которыми вы намерены развивать сотрудничество наиболее интенсивно?

- Раньше мы больше концентрировались на развитых экономиках. Но сейчас баланс сил в мировой экономике меняется, центр тяжести перемещается на восток. Будут меняться потоки инвестиций, капитала, выстраиваться новые конфигурации. Чем больше стран являются экономическими партнерами, тем лучше.

- Центр тяжести смещается в Китай, считают во Всемирном банке.

- Развивающиеся рынки, как Россия, Китай и Индия, очень важны для нашей страны. Мы хотим укрепить с ними сотрудничество. Это главная цель официального визита, который возглавляет его королевское высочество шейх Салман ибн Хамад аль-Халифа. В один день изменения, конечно, не происходят.

Один из результатов моего визита в Москву - подписание между Суверенным фондом Бахрейна и Российским фондом прямых инвестиций меморандума о взаимопонимании. Это соглашение увеличит инвестиционные потоки фондов и наладит обмен информацией в сферах, интересующих обе стороны. Другое соглашение - по упрощению визового режима между странами, которое предусматривает, что россияне смогут получить визу прямо в аэропорту Бахрейна. Еще одно - об установлении прямых рейсов между странами.

- Большой спрос на такие рейсы?

- Мы наблюдаем рост спроса со стороны бизнеса и предпринимателей. Невозможно развивать торговлю и инвестиции, если перемещение из страны в страну затруднено, поэтому мы были заинтересованы в том, чтобы организовать прямые перелеты. Они появятся с октября. Больше русских будут приезжать, будут больше видеть, появится больше новых идей двустороннего сотрудничества.

Платформы для двустороннего сотрудничества не создаются, просто если мы будем сидеть на месте и ждать. В этом случае ничего не произойдет, надо больше общаться. Даже если начинается более тесное культурное сотрудничество, потом перелеты, потом все раскручивается.

- Россия заинтересована идти в регион? Вы видите достаточно интереса?

- Интерес всегда был, сейчас его становится больше и больше. Мы хотим, чтобы Россия стала больше интересоваться странами Персидского залива.

- Как лучше работать в Бахрейне - в партнерстве с местными компаниями, с государством или, возможно, самостоятельно?

- Это зависит от того, как захотят российские компании. Есть все возможности из вами перечисленных. В каждом случае многое будет зависеть от отрасли, стоимости проекта и объема инвестиций, которые могут быть вложены.

- Чем вы можете заинтересовать российских предпринимателей?

- Одно из главных преимуществ Бахрейна - территориальное расположение: в центре региона, куда входят страны из Совета сотрудничества арабских государств (GSS). От нас 25 минут на машине до Саудовской Аравии. Так что Бахрейн - это окно в регион Персидского залива, так мы себя позиционируем. Этот рынок имеет огромный потенциал роста: сейчас рынок стран, которые входят в GSS (см. карту. - «Ведомости»), составляет $1,5 трлн, к 2020 г. он вырастет до $2 трлн.

Есть огромные инвестиционные возможности, в том числе в инфраструктуре, в сфере здравоохранения, образования. Российским предприятиям нужны новые рынки. Россия и страны Персидского залива - быстро растущие рынки с возможностями в разных секторах экономики, нам есть чем заинтересовать друг друга.

- В вашем регионе большая конкуренция между странами?

- Конечно, но конкуренция заставляет нас активнее развиваться, и это положительно влияет на весь регион. При этом мы понимаем, что должны держаться вместе.

- Помимо нефтедобычи какой бизнес наиболее развит в Бахрейне?

- Финансовый рынок, рынок страхования. Очень развит в том числе исламский банкинг. Капитализация нашего фондового рынка - около $120 млрд, в стране работает 117 банков, стоимость их активов - $186 млрд.

- Одна из проблем нефтедобывающих экономик - это субсидии цен на топливо, которые искажают ценообразование и поощряют нерациональное использование сырья. Именно за субсидии часто критикуют нефтяные экономики. В конечном итоге потребители, покупая дешевое топливо, платят за него более высокую цену: государство вынуждено повышать налоги, отказываться от стимулирования экономики. МВФ оценивает глобальный размер субсидий в $1,9 трлн - это 8% всех госрасходов и 2,5% мирового ВВП. У вас дешевый бензин?

- Да, цены низкие, топливо субсидируется. Но в стратегии экономического развития мы планируем снижать долю субсидий. Но прежде чем снижать, надо улучшить систему общественного транспорта. Надо создать альтернативу для людей - если им будет выгоднее ездить на общественном транспорте, они пересядут на него. Но повышать цены на топливо автоматически нельзя, надо создать систему, где будут существовать разные варианты выбора.

- Дешевый бензин вряд ли помогает развивать общественный транспорт.

- Конечно, если топливо дешевое, отказываться от личного автотранспорта стимула нет.

- В некоторых странах помимо экономических резонов есть еще вопрос статуса. В Европе не считается зазорным ездить на общественном транспорте, несмотря на уровень благосостояния или ранг, а в России, например, некоторые считают, что использование общественного транспорта неприемлемо - положение не позволяет. У вас такие же стереотипы?

- Есть такое. Рост цен на бензин заставляет граждан пересаживаться на общественный транспорт. Кроме того, есть возможность ввести плату за въезд на некоторые территории, как это сделали, например, в Лондоне. Платный въезд может мотивировать людей оставлять машины и пользоваться общественной инфраструктурой. Есть разные способы варьировать транспортные потоки. Но аргументы должны быть экономическими, во главе их должен стоять рациональный выбор.

- В Москве очень остро стоит проблема пробок. Как, по вашему мнению, мегаполисам следует решать транспортные проблемы?

- В каждом конкретном случае проблема может быть решена по-разному, власти города должны смотреть на узкие места и выбирать подходящую модель. Но у граждан всегда должна быть альтернатива, как добраться.

- В числе проектов - сложный инфраструктурный комплекс мостов и плотин, связывающих Саудовскую Аравию с Бахрейном. Видит ли ваш фонд национального благосостояния возможности для инвестиций в инфраструктуру России? У нас потенциал инвестиций в инфраструктуру огромен.

- Мы рассматриваем такую возможность.

- По вашему мнению, какой самый успешный способ финансировать развитие инфраструктуры - госфинансирование или партнерство государства с бизнесом?

- В крупных проектах без участия правительства обойтись нельзя, но форма государственно-частного партнерства довольно эффективна.

История Бахрейна

Бахрейн - конституционная монархия. Глава государства - король, власть наследственная, переходит от отца к старшему сыну. Сейчас это Хамад ибн Иса аль-Халифа (на фото). До начала XVI в. в течение нескольких столетий Бахрейн был независимым государством. После покорения португальцами с 1521 по 1602 г. являлся колонией Португалии, после этого находился под властью Ирана. В 1782 г. арабские шейхи из рода аль-Халифа вытеснили иранцев и Бахрейн вновь стал независимым. В 1820 г. страна была оккупирована Великобританией, под протекторатом которой находилась с 1871 по 1934 г. В 1934 г. английский парламент утвердил «новый статус» Бахрейна, в соответствии с которым страна не входила в состав Британской империи, но была связана с ней «специальным союзным договором». В годы Второй мировой войны Англия и США разместили на островах свои военные базы. В 1968 г. Бахрейн, Катар и семь княжеств Договорного Омана (сейчас - ОАЭ) объявили об объединении в Федерацию арабских княжеств. 14 августа 1971 г. Бахрейн провозгласил независимость. В декабре 1973 г. в соответствии с принятой конституцией состоялись первые парламентские выборы в однопалатный парламент - Национальное собрание. Однако в августе 1975 г. в результате разногласий, возникших между правительством и парламентом по вопросу гражданских свобод, Национальное собрание было распущено. В 2001 г. на референдуме (в котором впервые в истории приняли участие женщины) была одобрена Национальная хартия, предусматривавшая конституционное устройство монархии, учреждение двухпалатного парламента и независимых судебных органов, предоставление подданным основных гражданских прав и свобод.