Грузовики поездят даром

Система взимания платы за проезд грузовиков никак не заработает - на сей раз из-за бюрократических проволочек в Думе
Максим Стулов/ Ведомости

Сегодня должен был быть определен инвестор, который установит и будет обслуживать систему взимания платы с грузовиков массой более 12 т. Система будет работать на всех федеральных трассах (50 000 км), тариф - 3,5 руб. за 1 км.

Компании, прошедшие предквалификацию, сегодня должны были подать конкурсные предложения с ценой их проектного решения (см. врез). Инвестор полностью оплатит установку системы, стартовая стоимость - 26 млрд руб. Всю собранную плату частник передаст в федеральный дорожный фонд, а Росавтодор будет платить за обслуживание системы и возвращать инвестору вложенные средства.

Росавтодор решил ввести плату за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам еще в 2012 г. Но подготовить проект, который можно было бы предложить инвесторам, оказалось непросто, рассказывал один из чиновников, участвовавших в разработке.

Конкурс несколько раз переносился и был наконец объявлен в сентябре прошлого года. Но график оказался слишком жестким: победителю пришлось бы за пять месяцев договориться с банками о финансировании, разработать необходимое программное обеспечение, установить контрольные рамки, изготовить и распространить более 1 млн бортовых устройств (бесплатно для пользователей), чтобы запустить систему в срок, установленный в законе «Об автодорогах», - к ноябрю этого года. Инвесторы попросили об отсрочке.

На создание аналогичных систем в Европе, аргументировали они, потребовалось не менее 1,5 года. Росавтодор согласился продлить конкурс на три месяца и обещал отсрочить введение платы на год, подготовив необходимые законодательные поправки.

Сдержать обещание не удалось. Срок подачи предложений перенесен с 15 мая на 30 июня, приказ вчера опубликовал Росавтодор. Поправки, которые переносят введение платы на ноябрь 2015 г., так и не приняты, сказали два человека, близкие к Росавтодору, и сотрудник одной из компаний-участниц. Отсрочка понадобилась, поскольку существует определенный порядок внесения изменений в федеральное законодательство, постановления и решения правительства и этот порядок также требует времени, признает представитель Росавтодора.

Если первый раз об отсрочке просили инвесторы, то теперь движение было встречным, говорит человек, близкий к Росавтодору: без поправок о переносе сроков нельзя ни подать конкурсное предложение, ни принять. У законопроекта не должно было возникнуть проблем - необходимость переноса сроков очевидна, сказал другой человек, участвовавший в его подготовке, но помешали проволочки и процедурные сложности: сначала готовился правительственный законопроект, затем для ускорения процесса решили внести депутатские правки, но принять их все равно не успели.

Вчера думский комитет по бюджету и налогам рекомендовал законопроект к принятию. Он может быть рассмотрен в первом чтении уже на следующей неделе, а во втором чтении - в начале июня, говорит один из авторов документа, зампред думского комитета по транспорту Сергей Тен, впрочем, окончательное решение о графике еще не принято.

«НИС Глонасс» с такой просьбой к Росавтодору не обращалась, передал через пресс-службу заместитель гендиректора компании Дмитрий Марков: с учетом отсрочки конкурса создание системы в установленный срок станет «весьма непростой задачей».

Представитель «ВТБ капитала», входящего в один из консорциумов-претендентов, отказался от комментариев, представители «Оптимы» на запрос не ответили.