Компании спорят за ЦКАД

Конкурс за право начать строительство ЦКАД поставил рекорд по числу жалоб: вслед за проигравшей АРКС оспорить итоги попытается отстраненный «Крокус»

«Крокус интернэшнл» Араса Агаларова вслед за АРКС (25% у «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко) подаст в ФАС жалобу на действия заказчика ЦКАД, госкомпании «Автодор», сообщил представитель Crocus Group. Комиссия отстранила «Крокус» от участия в конкурсе за право построить и обслуживать первую секцию ЦКАД из-за недостатка опыта в строительстве дорог высшей технической категории.

По условиям конкурса претендент должен был построить таких дорог не менее чем на 16 млрд руб. «Крокус» же предоставил сведения о строительстве улично-дорожной сети для Дальневосточного федерального университета на о. Русский и жилого фонда. Эти дороги на высшую техническую категорию никак не тянут, говорит руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин (входил в конкурсную комиссию), за отстранение заявки комиссия проголосовала почти единогласно.

«Крокус» построил во Владивостоке 22 км дороги и она не разрушалась - в отличие от дорог, которые строили другие компании, говорил «Ведомостям» Агаларов. Средняя цена 1 км такой дороги - 1 млрд руб. и то, что «Крокус» построил ее дешевле, чем за 16 млрд, - достижение, а не недостаток, указывал он. «Крокус» предлагал построить первую секцию ЦКАД дешевле других претендентов - за 47,2 млрд руб., на 9,9 млрд меньше, чем стартовое значение. Правда, за обслуживание дороги «Крокус» хотел больше конкурентов - 6,1 млрд руб. при предельном значении в 6,4 млрд.

Тендер выиграл «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, чье предложение было дороже, чем у «Крокуса», но дешевле, чем у АРКС: 48,9 млрд руб. - за строительство, 5,8 млрд - эксплуатационный платеж.

«Стройгазконсалтинг» победил именно благодаря цене: на эти критерии приходится 60% итогового балла. При этом конкурсная комиссия признала проектное решение АРКС более полным, обоснованным и эффективным, следует из протокола сопоставления заявок. По критерию «Организационно-технические предложения» (40% балла) АРКС получил 28,89 балла из 40 возможных при 18 у «Стройгазконсалтинга».

Критерии, по которым определяется итоговый балл, не устроили АРКС, она подала жалобу в ФАС. Но вчера служба признала ее необоснованной, сообщил представитель ФАС. Решение было очевидным, считает представитель «Автодора»: конкурс был прозрачным, документация обсуждалась с участниками рынка. Представитель АРКС был недоступен для журналистов.

Если предложение технически более проработанное, то и расходы будут выше, объяснял человек, близкий к АРКС: важно, насколько технически проработанный проект использовался для определения стартовой цены. Проведенный по распоряжению правительства технический и ценовой аудит показал, что в проект заложена заниженная стоимость инертных материалов, а некоторые расходы не были учтены в смете.

В конкурсах «Автодора», как и на аукционах при обычных госзакупках, выигрывает компания, предложившая лучшую цену, АРКС хотел привлечь внимание к этой проблеме, говорил человек, близкий к компании.

Все процедуры были соблюдены, придраться будет сложно, проблема - в методике подсчета баллов, говорит Блинкин: разница в цене предложений победителя и проигравшего - всего 2,2 млрд руб. (4% стартовой цены) и 0,15 млрд по эксплуатационным платежам (2,3%), указывает он. Но из-за методики подсчета разница в баллах по ценовым критериям огромная, сетует Блинкин: 55 баллов у «Стройгазконсалтинга» против 5 у АРКС, поскольку тот, чье предложение дороже, получает 0. Это несовершенство не позволяет учитывать качество технологических решений, считает Блинкин.

Представитель «Стройгазконсалтинга» жалобы не комментирует. Это первый конкурс «Автодора», претензии к которому возникли у всех проигравших. В ФАС лишь однажды жаловался «ВТБ капитал»: во время конкурса за право построить и обслуживать участок новой платной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 334-го по 543-й км, но потом сам отозвал жалобу. Конкурс выиграл «Мостотрест» Игоря и Аркадия Ротенбергов.