«Мечелу» не хватило прибыли

Bloomberg

Компания сейчас балансирует на грани: возврат кредита Альфа-банку ($150 млн) сильно усугубил ее положение, говорит Третельников. Кроме того, «Мечелу» надо будет погасить в этом году $1 млрд. Но Площенко успокаивает: под эти обязательства компания уже привлекла $0,5 млрд в ВТБ.

Горнодобывающая компания Игоря Зюзина «Мечел» потратила в прошлом году на обслуживание кредитов (процентные отчисления) $742 млн, следует из опубликованного вчера финансового пресс-релиза компании за 2013 г. И не удивительно, ведь на начало 2013 г. чистый долг компании составлял $9,6 млрд, а к концу года он снизился до $9,1 млрд (сейчас $8,6 млрд).

При этом EBITDA «Мечела» в 2013 г. составила всего $730 млн. Таким образом, компания тратит на содержание долга больше, чем зарабатывает, констатирует аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай.

«Мечел» обслуживает долг не за счет EBITDA, а за счет операционного денежного потока, объяснил старший вице-президент «Мечела» по финансам Станислав Площенко на телеконференции с инвесторами. При этом он надеется, что группа будет генерировать достаточную EBITDA, чтобы покрыть процентные расходы в 2014 г. Обслуживать долг из операционного потока можно только одним способом - задерживая платежи контрагентам и направляя высвободившиеся средства на оплату процентов, считает аналитик RMG Securities Андрей Третельников: «У компании нет выхода, ей приходится договариваться с поставщиками об отсрочке».

В начале мая Арбитражный суд Москвы арестовал счета дочерней структуры «Мечела» - «Мечел-транса» по иску железнодорожного оператора «Нефтетранссервис» на 60,5 млрд руб. Из материалов суда следует, что он не заплатил «Нефтетранссервису» за перевозки. Согласно картотеке арбитражных дел Высшего арбитражного суда России, с осени 2013 по январь 2014 г. дочерние структуры «Мечела» - «Якутуголь», «Южный Кузбасс», Челябинский металлургический комбинат (ЧМК) и другие суммарно получили более 18 исков о банкротстве за неисполнение обязательств по контрактам (часть из них была отозвана, после того как они погасили долги). Сумма судебных претензий о неисполнении обязательств только к ЧМК в 2013 г. превысила 3 млрд руб., следует из отчетности комбината за IV квартал 2013 г.

Однако «Мечел» понемногу выплачивает долги и контрагентам. Гендиректор компании Олег Коржов отметил во время телеконференции, что в 2014 г. компания намерена потратить на капзатраты около $222 млн, из которых $114 млн будет направленно на поддержание работы активов, а оставшиеся $108 млн пойдут на расчеты с контрагентами, которым «Мечел» задолжал в 2013 г. за уже выполненные работы.

Лучший способ увеличить свободный денежный поток для компании и снизить долговую нагрузку - продать часть активов, считает Порывай. И «Мечел» двигается по этому пути - до конца 2014 г. компания намерена расстаться с долей в Эльгинском угольном проекте. Сколько рассчитывает получить «Мечел» за эту сделку - не сообщается. Кроме того, «Мечел» намерен расстаться с Донецким электрометаллургическим комбинатом, угольной компанией Bluestone, «Москоксом», Братским заводом ферросплавов, «Кузбассэнергосбытом» и продать трейдинговые активы компании в Европе, говорит Коржов.