Не побежденный бытом

Выставка Игоря Пальмина «Дом архитектора Константина Мельникова» дважды знаменательная - представляет классические фотографии памятника архитектуры
Игорь Пальмин. Дом Мельникова. Мастерская

Игорь Пальмин - почтенный фотограф, живой классик. Много лет его работы выставляют и воспроизводят, чаще всего - портреты художников московского андеграунда и то, что показывают сейчас в «Розе Азора»: фотографии одного из самых знаменитых московских домов, построенного архитектором Константином Мельниковым для своей семьи в Кривоарбатском переулке в 1929 г.

Пальмин снимал этот дом в форме двух врезанных друг в друга цилиндров, с круглыми стенами и шестиугольными окнами в 80-90-х гг.

Тогда был жив сын архитектора - художник Виктор Мельников, человек характера сложного, как, очевидно, и другие члены семьи, имеющие наследственное право на дом - символ утопии русского авангарда и поисков мировой архитектуры ХХ в. Наследники Мельникова долго судились между собой, а теперь вошли в тяжбу с государством, которому в конце концов Виктор Константинович завещал свою долю дома.

Форма и конструктивные особенности мельниковского особняка по замыслу его великого автора должны были обеспечить физическую и духовную гармонию жизни его обитателей. Но случился конфликт идеального с реальным, гармонии с бытом.

Конфликт идеального с реальным лежит и в основе драматургии фотографий Игоря Пальмина. Дом на них предстает во всех противоречиях, в запустении и в величии. Но фотографии не только обнаруживают, но и разрешают этот конфликт: волшебный свет, льющийся из окон, поэтизирует все. Он нежно красит и мещанские занавесочки с половичками, и киот с абажуром, и гипсовые бюсты безрукой Венеры и горбоносого философа, и трещины, и тени, и подтеки, и прекраснейшее пространство мастерской, и узнаваемые окна.

Фотографии Пальмина существуют как документация, как летопись, как серия и как непарадный портрет дома, но они и самодостаточны. Каждый кадр закончен - от празднично-торжественных (в мастерской) до самых лаконичных (кусок стены, одно окно, вид на крышу дома сверху). На выставке показывают современные отпечатки, но сам Пальмин ими очень доволен, говорит, что напечатали тонко, с пониманием.

До 29 мая