Зима подвела британцев

Российский рынок подвел фармацевтического гиганта Alliance Boots. Его выручка в России выросла на 90%, но только за счет консолидации дистрибутора лекарств. Без этого бизнес оказался убыточным
Bloomberg

Миллиарды на лекарства. 1

триллион рублей - таков объем российского фармацевтического рынка (с учетом парафармацевтики) в 2013 г.;

609

миллиардов рублей - объем коммерческого сегмента фармрынка (продажи лекарств в аптеках). Источник - DSM Group

Выручка британской Alliance Boots в России за финансовый год, завершившийся 31 марта 2014 г., составила 774 млн фунтов стерлингов ($1,3 млрд), увеличившись на 90% (по фиксированному курсу, т. е. без учета валютных колебаний), сообщила компания в годовом отчете. Эти показатели отражают полный год владения дистрибутором Alliance Healthcare Rus, 100% которого британская компания консолидировала в ноябре 2012 г. Выручка же от сопоставимых продаж сократилась на 18,8%, признается Alliance Boots, причина - снизившийся спрос на продукцию и непривычно теплая зима, в итоге бизнес в прошедшем году оказался убыточным.

Alliance Boots работает в двух сегментах фармацевтического рынка: рознице и дистрибуции. И управляет сетью из 3150 аптек и косметических магазинов в Великобритании, Ирландии, Нидерландах и других странах; у нее более 370 центров дистрибуции лекарств в 20 странах. Компания основана в 2006 г. после слияния аптечной сети Boots Group и дистрибутора лекарств Alliance Uniсhem. В финансовом году, завершившемся 31 марта 2014 г., выручка Alliance Boots составила 23,4 млрд фунтов ($39,48 млрд). Владелец 55% Alliance Boots - AB Acquisitions Holdings Ltd (контролируется Alliance Santé Participations и тремя фондами под управлением Kohlberg Kravis Roberts & Co. L.P. (KKR). Еще 45% - у одной из крупнейших американских аптечных сетей - Walgreen. Она купила этот пакет в 2012 г. за $6,7 млрд и получила опцион на оставшиеся 55%. Его она может реализовать в течение шести месяцев начиная со 2 февраля 2015 г.

Alliance Healthcare Rus, по данным IMS Health за 2013 г., на 6-м месте в рэнкинге крупнейших российских фармдистрибуторов.

В марте 2012 г. Alliance Boots передала контрольный пакет «убыточного» дистрибутора компании AB Acquisitions Holdings Ltd, писала компания в отчетности. Российский рынок остается весьма сложным из-за возрастающей конкуренции, объясняла компания. Но 1 ноября того же года она выкупила эту долю обратно по цене продажи - 3 млн фунтов ($5 млн). Это было частью соглашения о стратегическом партнерстве с Walgreen, объясняет Alliance Boots в годовом отчете. По соглашению Walgreen, если реализует опцион на 55% Alliance Boots, должна получить и ее российский бизнес, следует из отчета.

Отсутствие эпидемии гриппа в I квартале 2014 г. подпортило отчетность игрокам фармрынка. Сопоставимые продажи аптечного сегмента «Протека» в январе - марте снизились на 1,8%. В I квартале 2013 г. была эпидемия гриппа, чего не произошло в I квартале 2014 г., поэтому сопоставимые продажи оказались не такими высокими, как в прошлом году, объяснял президент «Протека» Вадим Музяев. По данным IMS Health, в I квартале прошлого года как раз из-за эпидемии гриппа рынок вырос на 18-19%. Отсутствие эпидемии гриппа в этом году, несомненно, повлияло на снижение продаж в аптеках - примерно на уровне 15%, говорила ранее «Ведомостям» исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.